Прогулка по Скадарлии
В первой половине XIX века Скадарлия находилась за городскими стенами, и никому не приходило в голову сравнить её с Монмартром или Гринцигом. Только после того, как 24 апреля 1867 года последние турецкие войска покинули Белград и город начал активно расширяться, а в моду вошло всё европейское – от манер до моды, Скадарлия была впервые нанесена на городской план, а вот своё имя получила ещё немного позже, в 1872 году. Была она тогда небольшой мощённой улочкой с двумя рядами низких домов. Здесь квартировали мелкие чиновники, ремесленники, студенты, владельцы кофеен. После открытия неподалёку Народного театра на Скадарлию в поисках дешёвых квартирок потянулись актёры, писатели и поэты. В начале прошлого столетия улица окончательно стала прибежищем белградской богемы, а из трёхсот столичных кофеен около десятка «квартировало» именно здесь.
Когда в 1901 году на Театральной площади прекратила своё существование знаменитая кафана «Дарданеллы», её постоянные посетители, основу которых составляла творческая итнеллигенция, устремились на Скадарлию. Как написал один из современников, «без этой улицы невозможно бы было написать историю южнославянской литературы». Бора Станкович, Йован Йованович Змай, Янко Веселинович, Милован Глишич, Симо Матавуль, Радое Доманович, Воислав Илич, Велько Петрович, Станислав Винавер, Бранислав Нушич, Стеван Сремац – все эти и ещё многие другие имена, составляющие гордость сербской (и не только) культуры, неразрывно связаны со Скадарлией. У каждого из них здесь была «своя» кафана. В «Бандисте» собирались самые молодые таланты, в «Бумс» наведывались ценители отличной кухни, а в «Вук Караджич» — ракии. Непосредственно на Скадарлии жили поэт Джура Якшич, актёры и режиссёры Милорад Гаврилович, Илия Станоевич и Димитрие Гинич. Частыми гостями этого «сокака» всякий раз по приезду в Белград становились поэты Иво Войинович и Алекса Шантич, хорватский скульптор (автор знаменитого Победителя на Калемегдане) Иван Мештрович, карикатурист и эссеист Пьер Крижанич, художница Надежда Петрович. Профессор из Швеции Альфред Янсен, прекрасно переводивший стихи балканских «великанов» Негоша, Мажуранича, Гундулича, обожавший вечера в кафане «Три шешира» («Три шляпы»), записал в своём дневнике: «Два города навсегда остались в моей жизни – Дубровник и Белград. В первом меня покорили море и окрестности, в другом восхитили люди». Так же «одушевлены» белградцами и Скадарлией были немецкий историк и философ Герман Вендел, писатель Иван Бунин, художник Василий Сумбатов…
Казалось, Скадарлия, как и Монмартр в Париже, будет вечным белградским «оазисом богемы». Но после Второй мировой войны улица оказалась в забвении и чуть было не исчезла среди безликих серых новостроек. Только в 1957 году, когда архитектор Углеш Богунович разместил в газете «Политика» свою статью о нависшей над Скадарлией, а, значит, и над историей сербской культуры, угрозе, власти приняли решение превратить её в пешеходную зону и «живой музей». Новую жизнь улица получила в 1968 году, а 22 октября 1977-го, по инициативе Парижской мэрии, Монмартр стал побратимом Скадарлии. Сейчас она имеет свой личный флаг, Кодекс и символы — трость, гвоздику и шляпу. Это один из наиболее часто посещаемых туристами уголков Белграда, гости столицы спешат отобедать в знаменитых кафанах «Три шешира», «Два елена», «Има дана» и многих других. Здесь постоянно звучит живая музыка, окружающие улицу дома превращены в огромные холсты, а старые уличные фонари, освещающие все пятьсот метров этой богемной улицы, всё ещё предупреждают: «Господа и дамы, смотрите под ноги!» И это не случайно, потому как написанный в начале прошлого века стишок до сих пор актуален (ведь мостовую бережно сохранили):
Ноћу,
кад је ситни сат,
идеш Скадарлијом,
да поломиш врат!