«Шумадийский чай» от Кичи
Есть такой сербский анекдот. Пришёл кум к куму в гости, и радушный хозяин предлагает ему выпить чаю. «Так я не болею», — изумлённо возражает гость. «А шумадийский?» — «Аааааа, этот! Конечно, наливай!»
С любимым всеми сербами шумадийским чаем я познакомилась в первое мое сербское Рождество, причём в церкви. Всем прихожанам, весело дожидающимся обряда сжигания бадняка, предлагали на выбор или глинтвейн, а по-нашему, по-простому, «кувано вино», или загадочный (для меня) напиток из весёленького чайничка. Его-то я и решила продегустировать. И только когда, скажем так, принюхалась к содержимому своего стаканчика, поняла, что шибанувший мне в нос запах алкоголя – это не шумадийские травки, а самая что ни на есть ракия, только горячая и с большим количеством сахара.
После того памятного вечера с «куваной ракией» я встречалась не единожды и не только по зимним праздникам. Оказалось, что в моём сербском семействе её считают лучшим лекарством от всего и лучшим средством профилактики всяких неприятностей. Во всяком случае, стоит кому-нибудь из нас, немного зашмыгав, прийти к тому же Киче и предложить так, чуть-чуть, подлечиться, как брат супруга сразу же отправляется готовить заветное средство. Но делает он это не совсем «по канонам».
Во-первых, вопреки распространённому мнению, что варят только некачественную ракию, потому как больше с ней ничего не сделаешь, мой родич берёт исключительно лучшее произведение сербских самогонщиков. Причём желательно виноградное, известное как «лоза» или лечебная «комова» ракия. Не скажу что она очень уж слабенькая, но, как известно, в процессе варки часть алкоголя безвозвратно выпаривается.
Во-вторых, он никогда не добавляет всю ракию непосредственно в жжёный сахар. Для приготовления напитка того, что доктор прописал, Кича использует две турки: нелюбимую и обожаемую. В первую он кладёт сахар (по паре ложек на каждую будущую чашку) и, ничтоже сумняшеся, ставит её на огонь, чтобы содержимое хорошенько подгорело. Когда сахар становится коричневым, он добавляет совсем немного смешанной с водой ракии (где-то 2:1, но всё зависит от крепости напитка) и ждёт, пока сладкая часть полностью в ней растворится. Лишь на последнем этапе подготовленная смесь переливается в турку любимую, где уже томится в ожидании основная часть напитка, и снова водружается на плиту. Опять же, в отличие от традиционного рецепта, «шумадийский чай» Кича снимает с огня сразу после начала первого задорного бурления, считая «повторные» закипания лишними телодвижениями. Добавление мёда в напиток он тоже всегда игнорирует.
Как бы там ни было, но получается очень недурственно. Не скажу, что болезнь прямо как рукой снимает, но согреться и прогреться удаётся всегда. Иной раз этого действительно бывает достаточно, чтобы шмыганье не перешло во что-нибудь более неприятное. Главное – помнить, что после лечения «шумадийским чаем» желательно всё-таки отправиться в постель и хорошенько укутаться. Во-первых, опьянения никто не отменял, причём стремительного и коварного (особенно на фоне усталости), а, во-вторых, если ракия правильная, пропотеешь очень быстро и очень внушительно. А кому и когда мокрые одёжки прибавляли здоровья?
Так что правильного нам выпивания, друзья мои, и крепкого всем здоровья!
Вера Соколова
Заглавное фото: Luftika