Домача ракия, «Весела машина» и ЕС.

 Неда Тодорович. «Еда как разновидность секса». Сливовица, то есть ракия, фруктовая водка, получаемая посредством перегонки перезрелых слив, стала нашим национальным напитком, частью информации, заключенной в сербских генах, хотя сливы попали к нам от турок, вытеснив виноградарство и, соответственно, виноделие. Слива вошла и в народную песню («Помнишь ли, милый, раннюю сливу?») и в пословицы («Не знает судья, что это ракия»).

При разговоре с иностранцами сербы могут спросить следующее: « По какому признаку можно узнать, кто имеет основное слово при ведении домашнего хозяйства?»   Ответ  достаточно прост. Это абрикос. Говорят, что если в домашнем хозяйстве готовят больше абрикосового  варенья, основное слово имеет женщина, а там, где больше производят кайсиевачи (абрикосовой ракии) , главную роль играет мужчина.
Ракия для страны – это культ, гордость, пища и лекарство, причем лекарство, как уверяют сербы, от всех недугов. В Сербии  принято говорить не «гоним водку», а «печем ракию». На протяжении столетий крестьяне  «пекли»  домачу ракию – правда,  в основном  для собственного потребления.  Сельская семья всегда  производила  ракии столько, сколько Бог на душу послал. Потом ракия отправляется в бочки для того, чтобы она выстоялась и получила выдержку. Бочки хранятся в подвалах от 2 лет и больше. Существовал на селе и такой обычай. Дедушка, когда у него родился внук, закапывал ракию этого года в землю и выкапывал в тот год, когда внук должен был идти в армию или когда внук собирался жениться. В зависимости от выдержки, крепость ракии доходила до 55 градусов.

      Любители высокоградусных напитков обретут истинное блаженство при распитии ракии. Пьют ракию в стране из оловянных стопочек объемом по 40 граммов – что, учитывая крепость напитка, не так уж мало. Часто ракию подают со стаканом холодной воды, а в качестве закуски обычно предлагают вяленое мясо. Русские , правда, часто пьют ее залпом, и им ракия не всегда нравится –  вкус непривычный.  Ракию не опустошают одним глотком, а пьют, растягивая удовольствие.

Сербы чтят  ракию как национальный символ: к традициям производства в стране относятся предельно трепетно. Изготовление ракии знакомо чуть ли не каждому жителю страны, причем что ни дом – то свои особенности, хитрости, рецепты и нюансы. Перегонка ракии является и прекрасным поводом собраться вместе для приятной беседы, плавно перетекающей в дегустацию. Такое дело не терпит суеты, поэтому сербы обычно приступают к таинству приготовления любимого напитка вечером, в праздники или выходные. Излишней церемониальности тут тоже не место: увидел у соседа над крышей характерный дымок – можно смело отправляться в гости, не дожидаясь приглашения.

Котёл для варки ракии (казан за ракиjу ) называется «весела машина«. Его  можно свободно купить хозяйственном магазине, взять на время у соседа или знакомого. В  крайнем случае, в сезон, когда все массово пекут ракию, всегда найдется человек, сдающий подобные агрегаты в аренду. Сербии существует невероятное количество разнообразных видов «весёлых машин», изготовленных местными Кулибинами.   Существуют  и передвижные варианты, предназначенные для транспортировки как гужевым транспортом, так и установленные на автомобильные прицепы. Более того, во многих сёлах и городах регулярно организуются мероприятия, где хозяева «весёлых машин» соревнуются между собой в «печении» домачей ракии.

Пьют в Сербии реально меньше, чем в России. Женщину в состоянии заметного опьянения встретить практически невозможно. Впрочем, и мужчин в состоянии сильного опьянения увидишь не часто. Хотя сами сербы шутят над собой, называя себя пьющим народом. Сербы, в отличие от русских, не приучены говорить тосты. Их заменяет короткая здравица «Живели!», что можно перевести как «Будем живы и здравы». Тем, кто хорошо знаком с русской классикой, эта здравица должна быть памятна по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Когда Вронский после смерти Анны отправлялся воевать в Сербию, толпа на Курском вокзале Москвы, провожая добровольцев, восклицала: «Живели!»
Рецепт ракии четко не установлен: в зависимости от страны и производителя ракия может изготавливаться из самых разных фруктов. Самой распространенной версией напитка можно назвать сливовицу, но в роли сырья могут выступать также абрикосы, персики, яблоки, груши, виноград, черешня, айва, шелковица и инжир – причем это далеко не полный список того, из чего делают ракию. Бывает и «ракия-микс», или как её ещё называют сербский фруктовый коктейль /српски воћни коктел. Это смесь ракий из сливы, яблока, абрикоса, груши и винограда. Иногда еще приготовление ракии подразумевает добавки: пряности, травы, мед и орехи – особенно, если это сливовая или виноградная ракия.   

Наиболее душистыми и мягкими считаются грушевая ракия («вильямовка») и абрикосовая ракия («кайсиевача»). Поговаривают, что в давние времена в некоторых  селениях делали ракию из можжевельника, кизила и смоквы – наверняка традиции сохраняются в каких-то скрытых от посторонних глаз уголках страны и до сих пор. Сербы высоко ценят целебные свойства ракии, в народе даже есть расхожая поговорка: «Если потерял здоровье, ракия поможет!». Ракия, настоянная на полыни, например, считается лучшим средством от болей в желудке, ракия линцура – от болей в костях и суставах, а ракия с добавлением чуточки чеснока пользуется популярностью как лекарство против зубной боли.

Каждый хозяин фруктового сада — а фруктовые сады здесь в изобилии —   печет собственную ракию — из сливы, абрикосов, айвы или винограда. Согласно официальным оценкам, число таких хозяйств в Сербии достигает порядка 300 000. Своя, домача ракия — это часть местной культуры и предмет гордости хорошего хозяина, который непременно покажет гостю чан, полной сливы, приготовленной для ракии, угостит своей продукцией и будет напряженно ждать заслуженной похвалы.

Сырье в процессе перегонки дистиллируется один или два раза. Ракия двойной перегонки имеет отдельное название, забавно звучащее для русского уха, – «препеченица». Если крепость «промышленной» ракии составляет 40%, то препеченица, особенно домашнего производства (на такую ракию цена в разы ниже, кстати), запросто может содержать и до 60% спирта. Так что «перепечениться» таким напитком – плевое дело. Но где бы ни делали ракию, и какую бы долю спирта она не содержала, есть одно непреложное правило: по окончании дистилляции и фильтрации жидкость надо хранить исключительно в плотно закупоренных емкостях. Иначе «ветреный» напиток ракия быстро «подарит» свой уникальный аромат воздуху.

Тема ракии  в сербском юморе и  фольклоре бесконечна, как сам процесс «печения» ракии:
Dinar rakije – два meze. –На динар- ракия, на два- закуска. ( …золотое правило кафаны. Заказывай в два раза меньше ракии, чем закуски. Правило имеет и продолжение –

Dva reda meze, jedan red cuge.Сделай один глоток ракии – дважды закуси. Как мы видим наши русские пословицы понятие закуски не учитывают вообще, у нас сколько водки не бери, все равно два раза бегать…)
Или вот такой анекдот :

– Это у тебя что такое?

– Сербское мохито.

– Ром и мята?

– Нет, ракия и перчик.

Тату —продолжение сербской души.                                                                          Ракия—торт.

Производство ракии  в  Сербии  сосредоточено главным образом в руках частных предпринимателей, которые для своей деятельности обязаны получить сертификат качества продукции. Кстати, никогда в истории Сербии, даже в коммунистический период, домашние хозяйства не подвергались воздействию антисамогонного законодательства, и сегодня промышленное и кустарное производство ракии мирно соседствуют и дополняют друг – друга.

Традиция «мелкосерийного» производства домашней ракии для домашних   нужд существует в Сербии давно. Поэтому многие сербы опасались (и продолжают опасаться), что с присоединением страны к Европейскому Союзу власти запретят «самостоятельное» производство алкоголя. Впрочем, «Закон о крепких алкогольных напитках», который вступил в силу с 1 января 2016 года, решает эту проблему в пользу домашней ракии. Производить ракию у себя дома и для собственных нужд можно по-прежнему в любых количествах и безо всяких ограничений. Прежде всего, закон направлен на легализацию небольщих винокурен и на упрощение порядка регистрации новых производителей ракии, а также  на тех, кто на продаже ракии серьезно зарабатывает, организуя полуподпольные лавочки в городах и выставляя в окнах таблички «Продается ракия».

Несомненным плюсом закона является то, что он признает право производить ракию для собственного потребления — никакой борьбы с самогоноварением не предвидится, и создает возможность легального сбыта больших излишков собственного производства. Оборот ракии между соседями, друзьями, родственниками и знакомыми он, конечно, не остановит, но, возможно, увеличит число легальных производителей и будет поддержан теми владельцами фруктовых садов, которые сегодня вынуждены налаживать собственный — нелегальный, а потому чреватый неприятностями — сбыт домачей ракии.

Ракия для Сербов на протяжении веков являлась неким символом борьбы за свободу и независимость. «Неизвестно кто и когда принес первый медный котел для изготовления ракии в Сербию, но сохранились турецкие законники, соответственно которым надо выплачивать налог за обладание любого котла в размере 12 акче, — пишет Момо Капор, сербский  писатель и художник. — Когда турки стали уезжать из этих краев, в то время как великая Оттоманская империя, как умирающий на Босфоре, встречала свои последние вздохи, ракия стала символом свободы, победы над исламом, запрещающим алкоголь…».

  

Ракия-источник жизни

  1. Налог
  2. Тоже как налог, это синоним
  3. Кредит
  4. Дополнительный налог
  5. Налог на добавленную стоимость.

Из всего вышесказанного следует, что сербский народ условно делится на две половины: на тех, кто живет в городских квартирах и не может печь ракию, и тех, у кого дом всегда полная чаша.  В Сербии многие селяне очень опасаются последствий, которые могут  последовать в связи с вступлением Сербии в ЕС и принятием мер по борьбе с теневой экономикой. Но это не так. Если кто от этих мер и пострадает, то только те, кто на продаже ракии серьезно зарабатывает, организуя полуподпольные лавочки в городах и выставляя в окнах таблички «Продается ракия». Получит полиция задание ликвидировать такую торговлю, сделает без особого труда. А вот мелкий сельский хозяин, который печет литров по 200 ракии в год и продает ее своим соседям без всякой лицензии, будет и дальше спокойно заниматься этим делом: случайных покупателей у него нет и поймать на продаже его практически невозможно. Только туристам , скорее всего , придется перейти на магазинную продукцию, что  может быть и к лучшему — риска на самом деле меньше.

Вероятно, новый закон ждет непростая судьба: уж больно чувствительные вопросы он затрагивает. Его несомненным плюсом является то, что он признает право производить ракию для собственного потребления — никакой борьбы с самогоноварением не предвидится, и создает возможность легального сбыта больших излишков собственного производства. Оборот ракии между соседями, друзьями, родственниками и знакомыми он, конечно, не остановит, но, возможно, увеличит число легальных производителей и будет поддержан теми владельцами фруктовых садов, которые сегодня вынуждены налаживать собственный — нелегальный, а потому чреватый неприятностями — сбыт домачей ракии.

Сергей Тюриков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *