Нина Кирсанова
В 1983 году на телевизионные экраны Югославии вышел сериал Срджана Караяновича «Что-то между» (Нешто између). Вроде бы обычная любовная мелодрама, но в ней сверкал самый настоящий бриллиант: роль раскладывающей бесконечный пасьянс бабушки главного героя исполнила легендарная балерина Нина Васильевна Кирсанова. Ей было уже 85, так что, можно сказать, это был самый возрастной кинодебют в Югославии…
…Будущая прима родилась в 1899 году в Москве, в семье Василия и Зинаиды Венер. Позднее, вместо своей немецкой фамилии, она взяла звучный русский псевдоним – Кирсанова. Надо сказать, что отец девочки был абсолютно против её увлечения балетом. Лишь в двенадцать лет он разрешил ей начать обучение классическому танцу и то после того, как Нина в отчаянии едва не покончила с собой.
Её учителями стали Лидия Ричардовна Нелидова, Анна Иосифовна Собещанская и Вера Ильинична Масолова. Конечно же, встать на пуанты в 12 лет — значит ловить на себе скептические взгляды. Но ведь и безусловный кумир того времени, легендарная Анна Павлова тоже была принята в Императорское театральное училище лишь в десять. А талантом, упорством и характером Нина ей не уступала. И победила!
Балетную школу Кирсанова закончила в 1919 году. Она успела станцевать на сцене Малого академического театра и оперного театра Зимина, но вскоре вместе с мужем приняла решение покинуть страну. В польский Львов их через речку Збруч буквально перенёс на закорках местный контрабандист. Пятьдесят золотых рублей, которые он получил, открыли новую страницу в жизни Нины Васильевны.
Несколько лет она танцевала в Варшаве и Бухаресте. В Белград же Кирсанова попала лишь в 1923 году — её пригласил в сербскую столицу знаменитый композитор и дирижёр Петар Конёвич. Балерина восприняла это как знак судьбы, ведь ещё в дореволюционной Москве, на представлении, которым завершался каждый учебный год в балетной школе, она танцевала сербское и черногорское коло.
Седьмого ноября 1923 года русская балерина первый раз ступила на белградскую сцену. Вместе с Фортунато она блистала на «Вечере балета» в Манеже. В том же ноябре ей впервые рукоплескал Народный театр. Партии в «Шехерезаде», «Вальпургиевой ночи» и «Фаусте» были столь незабываемо прекрасны, что 24 февраля 1924 года Народный театр подписал с балериной первый ангажемент.
Сербский балет существовал уже четыре года, но лишь с приходом Кирсановой и Фортунато был поставлен первый полноценный спектакль – «Коппелия». Нина Васильевна обладала огромной работоспособностью и ярким темпераментом. Несколько лет она была и прима-балериной, и шефом балета, и режиссёром, и хореографом. Кирсанова поставила 28 хореографий , станцевала 18 главных партий в балетах и 11 балетных соло в операх.
Анна Павлова, Эрнст Краусс и Нина Кирсанова (справа) на железнодорожной станции Delftse Poort, Роттердам, 1927 г.
Двадцатые годы сделали Нине ещё один невероятный подарок — творческое сотрудничество с Анной Павловой. До эмиграции звёздные балерины никогда не встречались. Когда Нина делала первые робкие шаги на учебной сцене, Анна уже была примой в Мариинке, а затем и вовсе покинула Россию. Когда же в середине 20-х годов труппа Анны гастролировала в Белграде, Нины в столице не было — она танцевала в Буэнос-Айресе, в театре Колон.
К счастью, партнёр Анны Павловой Лаврентий Новиков знал Кирсанову по балетной школе в Москве. Именно он в 1927 году и пригласил её присоединиться к труппе. Когда Кирсанова постучала в двери номера отеля, где жила великая балерина, та открыла ей сама и тут же заметила обручальное кольцо на пальце претендентки. Как же она отчитала Нину за неосмотрительность: «Карьера балерины невозможна при частной жизни, брак – это огромная помеха. Ты должна полностью посвятить себя искусству!»
Оторопев от такой неожиданной тирады, Нина, мешая русские и сербские слова, не менее пылко ответила: «Мой муж – оперный певец Борис Попов, у нас нет никаких проблем, потому что мы договорились не мешать карьере друг друга!» Вопрос был закрыт.
Анна Павлова тут же ввела Нину Кирсанову в несколько спектаклей на главные партии. График был тяжёлый: два-три выступления в день, а потом долгие ночные репетиции. Тогда она объездила всю Европу, побывала на Ближнем Востоке и в Австралии. После смерти Анны Павловой в январе 1931 года, согласно её завещанию, несколько членов труппы дали концерт в Брюсселе, на котором присутствовала и бельгийская королевская чета.
Когда в финале дошло до умирающего лебедя — визитной карточки Анны Павловны, весь зал несколько минут простоял в полной, почтив таким образом память об ушедшей легенде.
Нина Кирсанова снова вернулась в Белград. К сожалению, Милан Предич, бывший тогда директором Народного театра, не жаловал балет, считая его всего лишь необходимым злом. Поэтому и по отношению к Нине он вёл себя соответствующим образом – постоянно подчёркивал, что она никакая не звезда, а лишь волею судьбы необходимая театру актриса.
С Предичем у Кирсановой вообще были натянутые отношения. Виной тому был случай, произошедший в самом начале её белградской карьеры. Будучи «шефицей» балетной трупы, Нина пришла к директору, чтобы поговорить о повышении зарплаты балеринам. Но тот с раздражением ответил: «Знаете что, если ваши женщины хотят заработать несколько динаров больше, пусть прогуляются вечером рядом с отелем «Москва» или казино!» Нина вспылила и швырнула на пол чернильницу со стола администратора: «Я возглавляю балет, а не публичный дом!» — гневно бросила она в лицо Предичу и хлопнула дверью.
Так что на перроне облачённый в чёрный фрак и цилиндр её встречал не Предич, а директор Народного театра Сараево Нушич. Но какой это был жест с его стороны!
Из-за конфликта с директором балерина принимала любые приглашения из-за границы, каждый год отправляясь на несколько месяцев в Афины, Вену, Париж, Милан, а с 1935 по 1937 год она и вовсе возглавляла балет в Монте-Карло.
Начало Второй мировой войны Нина Васильевна встретила в Париже и тут же вернулась в Белград. Здесь она буквально совершила подвиг – в труднейших условиях сумела сохранить балетную трупу Народного театра. Выступления продолжались на сцене Манежа – театральное здание сильно пострадало во время бомбардировки 6 апреля 1941 года. Конечно, это уже не были прежние роскошные спектакли, но чтобы держать себя в форме их вполне хватало.
Освобождение Белграда принесло новые трудности. Испугавшись прихода Красной Армии, многие русские артисты покинули Сербию. Но Нина Васильевн осталась, несмотря на возможные проблемы. Единственное, она сменила балетную пачку на форму медицинской сестры армии союзников и восемь месяцев трудилась в ортопедско-хирургической клинике Белграда.
Демобилизовалась Кирсанова в 1946 году и, по приглашению Оскара Данона, вновь вернулась в Народный театр, где основала студию балета. Та быстро выросла до Государственной балетной школы. У Нины Васильевны было 22 ученика, среди которых и будущие звёзды – Душанка Сифниос, Милорад Мишкович, Душан Трнинич, Жарко Пребил и другие.
Известный хореограф Владимир Логунов говорил, что Нина Кирсанова «учила настоящему балету, а не движениям». Она отрицала условности и настаивала на том, что доверять нужно именно своей балетной интуиции – тело должно следовать за душой. Невероятный темперамент наставницы с удивлением и благодарностью отмечали все её ученики. Она умела жить балетом, но не заполняла им всё вокруг, оставляя место и для других дел – и быта, и увлечений.
Во время многочисленных турне Кирсанова открыла для себя ещё одну страсть – археологию. При первой возможности она посещала местные музеи, где часами бродила по залам, посвящённые древней истории, особенно египетской. Выйдя на пенсию в 1961 году, Нина Васильевна поступила на отделение археологии философского факультета Белградского университета и получила диплом историка, в 1969 году стала магистром и даже писала докторскую диссертацию, но не успела её завершить. В музее Таормини на Сицилии и сейчас можно увидеть найденные ею во время раскопок женские статуэтки — Нина Васильевна уверяла, что это балерины.
В 1981 году в её дом постучали Срджан Каранович и Иво Лауренчич с весьма неожиданным предложением: им была необходима абсолютно невероятная актриса на роль бабушки в новом сериале. И эту бабушку, по их мнению, могла сыграть только Нина Васильевна. После недолгих колебаний она, к счастью для югославского кинематографа, согласилась. Сегодня сериал «Что-то между» входит в золотой фонд национальной кинотеки и недавно был оцифрован.
В 1982-м, возвращаясь из Любляны, пожилая женщина поскользнулась на мокрых от дождя ступенях белградского железнодорожного вокзала и сильно повредила ногу. С тех пор Нина Васильевна могла ходить только с палочкой, но как же она радовалась тому, что вообще может ходить!
В её доме на улице Симы Милошевича, 52 жил грациозный серый кот Василий, которого хозяйка чисто по-русски называла Киса или Кисонька. Повторить это простое для нас слово сербы были не в состоянии, но пушистому созданию было всё равно – он признавал лишь Нину Васильевну и больше никого. А она в шутку говорила, что в прошлой жизни этот красавец точно был классическим танцором, иначе откуда у него столько элегантности и такой тяжёлый характер.
В августе 1984 года Нина Васильевна дала своё последнее интервью Слободану Штиричу. Она сетовала, что так и не посмотрела ни «Что-то между», ни новый советский сериал «Анна Павлова». Но больше всего переживала, что из-за проблем с ногой больше не может никому помочь: «До прошлого года я ходила и в Народный театр, и в балетную школу Луи Давичо, чтобы показать какой-нибудь пируэт. А сейчас не могу…» Нина Васильевна застенчиво улыбалась. Н её покрытом морщинами лице по-прежнему лучезарно блистали совершенно молодые глаза: сердце, мозг и душа балерины были готовы на всё, но тело уже не могло служить ей как прежде.
Легендарная русская, югославская и сербская балерина тихо скончалась в Белграде 3 февраля 1989 года. Её похоронили на Аллее великих Нового белградского кладбища. И вот что интересно: последней партией, исполненной Анной Павловой, был умирающий лебедь, а последним балетом, поставленным Ниной Васильевной Кирсановой стало «Лебединое озеро». Тогда же, 18 декабря 1951 года, она и в последний раз вышла на сцену, подарив восторженным зрителям партию Одиллии.
Вера Соколова
По материалам российского и сербского интернета, основные источники: 1, 2, 3.