Пуговицы
Мне сегодня нужно было купить пуговицы. Я отправилась в китайский магазин возле рынка. Слово «пуговицы» я не знала, но решила, что как-нибудь обойдусь.
Посмотрела там по сторонам – нет пуговиц. Китайцы-продавцы вокруг меня собрались, помочь хотят.
– Ну, то, что бывает на юбке, – говорю я им по-сербски. (Как будет по-сербски рубашка, я не знала.)
Они обрадовались и понеслись за товаром.
Первой примчалась китаяночка – с большой булавкой.
Я булавку забраковала.
Вторым прибежал юный китаец – с резинкой.
– Нет! – покачала я головой.
Заведующая магазином, сербка, принесла молнию.
Я улыбалась: я чувствовала себя как на занятии с детьми по развитию творческих способностей. То есть в своей тарелке. (Они, между прочим, тоже.)
Значит, все отлично.
Покупатели также захотели поучаствовать в веселой викторине. Они приносили мне все новые и новые вещи.
Не те.
А я искала пуговицы на одежде – своей, чужой, магазинной.
Пуговиц не было: вышли они из моды.
Я поняла, что пора показывать публике пантомиму: застегивать-расстегивать воображаемые пуговки.
Но получилось как застегивание-расстегивание воображаемых кнопок.
Сербская заведующая поняла первой и помчалась во второй отдел.
Я ринулась за ней: она явно не то поняла. Вот, несет назад куртку на кнопках, очень довольная.
Я тоже довольна: углядела в конце зала детскую рубашечку с пуговками. И побежала к ней.
Публика радостно, толпой, помчалась за мной.
Но не добежала. Потому, что я уже вернулась – и показала им пуговицы на рубашке.
Они засмеялись и закричали, с облечением, хором:
– Дугме!
Дольше всех смеялись юные китайцы: занятие им понравилось.
А один сербский дедушка подошел и, очень довольный, показал на своей рубашке дугме. Целых три.
Я его, конечно, похвалила.
Дугме в этом магазине не продавались. Продавались резинки, молнии, булавки, куртки, юбки и рубашки. И много еще чего. Но не дугме.
Однако мне рассказали, что на другом конце рынка есть магазинчик – единственный в городе, где пуговицы водятся.
Там я их и купила.
А дугме стал новым термином, почти-философским-понятием: вся моя система творческих занятий с детьми (и взрослыми). Но не вокруг художественного текста, а, например, вокруг слова. Т.е. с любым другим содержанием.
Система минус текст равняется дугме.
Оксана Кабачек Источник