А есть ли в Сербии гречка, вобла, водка… и т.д.
Как среднестатистический сербский гастарбайтер за границей больше всего скучает по «какой-нибудь «человеческой» пекарне с хорошим буреком и йогуртом, бабушкиным айваром, дедушкиной пршутой и кумовой ракией, так и россияне, число которых в Сербии растёт, скучают по своим родным продуктам. Но может ли их новое место жительства предоставить то, что «русы» ищут на рынках и в супермаркетах: много рыбы, особенно вяленой, а также икру, гречку, водку и чай? Обратимся за ответом к порталу e-kapija.
“Гречневая каша – матушка наша”
Никита Здилар, владелец интернет-магазина «Сибирь», предлагающего знаменитые русские валенки в Сербии:
— Наши эмигранты жалуются, что гречка здесь «кусается». Килограмм в России стоит евро, а на Балканах он «стартует» от 6 €. Ещё несколько лет назад некоторые россияне начали «гречневый» бизнес с сербскими партнерами, но из-за событий на Украине логистика стала в разы дороже.
Горан Винчич, владелец компании Heljdaprotein из Пожеги, которая занимается выращиванием гречихи и производством муки и хлопьев из неё:
— Проблема в том, что последние пять лет из России поставлялась очень дешёвая гречиха: там три года подряд была историческая урожайность — по 3300 ц с гектара. Импорт и демпинговые цены уничтожили местное производство. В Сербии гречиху выращивают менее чем на 100 га, в основном для собственных нужд, лишь у нескольких производителей есть излишки. Гречиху в основном выращивают вокруг Новой Вароша и Сеницы, да и то ради традиции.
Важно, что россияне ищут не муку, а лущёное зерно, но мы его не производим, так как нужна специальная лущильная машина. Она стоит дорого и требует серьёзного обучения пользователей. К тому же нужно крупное зерно, а мы импортируем гречку другого сорта. Государство субсидий на неё не даёт. Я, например, провёл отбор семян перед посевом, и гречиха у меня выросла нужного качества, но мне нужны деньги, чтобы приобрести лущильную машину.
Икра или кавьяр
Зоран Маркович, профессор Факультета сельского хозяйства Белградского Университета:
— В Сербии больше никто не производит икру, хотя Кладово славилось именно своим кавьяром. Когда в 1972 и 1984 годах соответственно были построены Джердап 1 и Джердап 2, миграционные пути осетровых прервались, а мероприятия для защиты естественных потребностей этих видов рыб не проводились. Выше по течению популяция «моруны» была практически уничтожена, поэтому её промысел запретили.
Конечно, можно строить пруды-«рыбняки» для выращивания осетровых, но никто не будет вкладывать в это деньги, потому что белуга становится половозрелой только в 16 лет, а наш бизнес мыслит краткосрочно. Об этом должно думать государство. Но его субсидии составляют всего 10 динаров за килограмм произведенной рыбы, то есть 1,5% от цены. А ведь ещё существует и высокий водный налог!
Сербы и так очень мало рыбы едят — от 5 до 7 кг в год на душу населения, а ведь каждый второй человек в Сербии умирает от сердечно-сосудистых заболеваний! На сегодняшний день мы производим до 6 500 тонн карпа и 2 000 тонн форели в год, а 75% рыбы импортируется.
А есть ли в Сербии вобла? Компания Eko Drina из Баиной Башты:
— Мы производим около 90 тонн вяленой или копчёной рыбы в год, кроме нас в этой сфере работает еще несколько производителей. Все ориентированы на внутренний рынок, и в общем-то маленькое предложение соответствует спросу — сербы вяленой рыбы практически не едят. Коптим в основном форель и карпа, а также скумбрию и лосося. У нас нет сельди, которую, так любят русские, но мы можем начать её сушить, если будет спрос.
Водка
Водки на сербском рынке хватает. Например, ликёроводочный завод «Перун» из Индии пять лет назад произвёл первую сербскую крафт-водку «Гром Перун», которую экспортируют в 14 стран. Недавно фирма представила её на нескольких ярмарках в России и получила высокие оценки.
Кстати говоря, сербы водку пить… не умеют. Они подают её тёплой, а потом говорят, что «это худший напиток, который я когда-либо пробовал». Некоторые кладут в рюмку лёд, что ещё больше портит вкус любимого россиянами напитка. Да и привычка пить ракию маленькими глоточками с водкой не работает.
Приехавшим в Сербию россиянам не хватает русских ресторанов – в Белграде несколько лет назад их было несколько, но они закрылись один за другим за отсутствием спроса, да и ковид помог. «Честь» русской национальной кухни в Сербии защищает только «Первая русская кухня», открытая три с половиной года назад в Новом Саде Алексеем Богатырёвым. Это небольшой магазин, в котором также продаются некоторые готовые русские деликатесы, в основном замороженные: пельмени, вареники, блины, борщ, квас, чёрный и зелёный чай. Продукцию Богатырёвых можно найти и в Белграде, в магазине «Конфета», вскоре они планируют открыть в сербской столице собственную «продавницу», предполагая включить в предложение и вяленую рыбу — щуку, карася, сёмгу и карпа.
А сколько россиян сейчас в Сербии и сколько приехало за последние месяцы?
Милован Чурчич из Национального совета русского национального меньшинства в Сербии:
— По официальным данным, в Сербию приехало 100 000 россиян, но это не очень точная цифра. Надо учитывать, что люди несколько раз въезжали и выезжали из страны с целью продления вида на жительство, я думаю, что реальная численность вновь прибывших составляет около 40 000 человек, что тоже немаловажно.
Пользу от приехавших к нам россиян, как экономическую, так и культурную, нам ещё предстоит увидеть, потому что все они высокообразованные люди.