Йован Стеич

На Македонской улице сербской столицы стоит совершенно обычный дом. Лишь знаток истории Белграда или просто наблюдательный человек обязательно обратит внимание на памятную табличку, где указывается, что в XIX веке в этих стенах располагалась штаб-квартира ордена иезуитов. А владела зданием семья одного из самых просвещенных сербов своего времени, первого врача и невероятного эрудита — Йована Стеича.

На протяжении веков войны и миграции разбрасывали балканские семьи по территории Австро-Венгрии. В то время одним из крупнейших сербских центров был город Арад, где в 1803 году и родился Йован Стеич. После окончания начальной школы талантливый мальчик попал в список стипендиатов знаменитого Савы Текелии. Благодаря ей Йован получил возможность обучаться медицине сначала в Сегеде, а затем и в Пеште. Надежды учителей он оправдал с лихвой. В 1929 году, будучи всего 26 лет от роду, Стеич получил в Вене докторскую степень. Проницательный молодой врач привлёк внимание Еврема Обреновича, и тот предложил Стеичу средства для завершения учёбы. Брат сербского князя потребовал лишь одного – Йован приедет в Шабац в качестве его личного врача.

Благодаря Еврему «Маленький Париж» был тогда одним из самых развитых сербских городов, с перспективой довести первенство во всём до уровня Белграда. Приехавший в Шабац Стеич стал пятым работающим в стране врачом и первым доктором сербской национальности. Уже в 1830 году перешёл на службу к князю Милошу, переехав в Белград.

Должность личного придворного врача давала Стеичу определённые привилегии. Хотя столица тогда больше походила на турецкую деревню, чем на европейский город, она была абсолютно открыта для идей, которые Йован вынашивал годами.

Особо популярна в те годы была макробиотика – наука о питании, уходящая своими корнями в античную древность, но подающаяся как совершенное новшество для всех желающих быстро избавиться от лишних килограммов или просто изменить свою жизнь. Именно Стеич и стал её основоположником в Сербии. Ещё в 1826 году он опубликовал свою книгу «Макробиотика, или наука о продлении человеческой жизни», а всего через пять лет вместе с Карлом Печеком  уже разрабатывал систему гражданского здравоохранения в стране.

В 1831 году из-под пера Стеича вышла первая сербская медицинская монография — «Инструкции по лечению холеры». Это было блестящее начало, вылившееся в целую серию профессиональных работ, заложившее основы сербской медицинской терминологии и принесшее гениальному автору одни неприятности.

Они начались в 1832 году, когда Стеич вступил в конфликт с Вуком Караджичем. Поводом послужила книга «Сборник истины и науки», собрание свободолюбивых мыслей, критикующих ряд правил знаменитой реформы. Доктор медицины, например, отказался употреблять церковнославянские слова, что побудило Караджича послать князю письмо с предупреждением: «Тот документ опаснее для тебя, чем воззвание Чарапича и учителя Мии».

Оскорблённый такого рода «закулисьем», Стеич переехал в 1832 году в австро-венгерский Земун, где прожил почти всё следующее десятилетие. Он лишь изредка помогал в лечении княжеской семьи и на все расспросы отвечал, что «с Сербией покончено». Земунский период Стеич посвятил успешной частной практики и разработке научной мысли. Он женился на Катарине Сиарте, дочери богатого купца, и, казалось, был абсолютно счастлив.

Спустя почти 8 лет доктор Стеич во второй раз оказался в сербской столице по приглашению Михаила Обреновича. Ему предстояла большая работа по формированию службы здравоохранения, на посту первого руководителя которой он оставался до конца жизни. Тогда-то на Македонской, 23 и появился знаменитый дом — центр либертарианской мысли, а также роскошное семейное гнездо для Йована, Катарины и их шестерых детей.

В те годы Стеич был одним из самых активных членов Общества сербской литературы. Увы, несмотря на всю свою уверенность во всесилии макробиотики, в 1850 году Йован заболел туберкулёзом. В том же году была опубликована его последняя капитальная работа «Антропология или наука о человеке», которая сегодня считается одной из основ сербской медицины. Мучимый тяжелой болезнью, Йован Стеич скончался через три года в Белградеи был похоронен на Старом кладбище в Ташмайдане. Архимандрит Гаврило Попович записал тогда: «У нас больше нет Стеича, и нового скоро не будет…»