Белая Церковь Каранская
Белая церковь в селе Каран близ Ужице, посвящённая Благовещению, была построена в четвёртом десятилетии XIV века, а затем украшена фресками благодаря жупану Петару Браяну, наместнику короля Душана. В этом начинании к нему присоединились ещё несколько жертвователей, но никакой другой информации о них, как и о самом жупане и его семье, кроме портретов в этой церкви, нет.
Церковь скромных размеров, однонефная, с куполом и тремя пролётами, сегодня немного затенена алтарем, пристроенным позже. Её внешний вид прост — лишён украшений, оштукатурен и окрашен в белый цвет.
Территория монастыря небольшая, но стоит он на месте римского урочища Х века, обнаруженного археологами в 70-х годах прошлого столетия. В 1986 году рядом с церковью открыли Лапидариум с тринадцатью античными памятниками.
Внутри храма архитектура кажется более сложной и создаётся впечатление, что он намного больше и выше, чем кажется снаружи, чему также способствует роспись и значительно заниженный уровень пола.
Каранская церковь, как это редко бывает, имеет кирпичную алтарную перегородку, хорошо сохранившуюся и покрытую фресками с обеих сторон. Каран отличает очень обширный цикл, посвящённый Богородице. Особую ценность в каранской живописи представляют портреты сербских исторических деятелей. В западном вестибюле церкви изображены представители правящей линии Неманичей — святой Симеон Неманя, святой Савва и король Милутин, а ряд завершается фигурами короля Душана и королевы Елены.
К сожалению, имена художников, расписавших Белую церковь Карана, неизвестны. Несомненно, что они были не только хорошо знакомы с художественными традициями того времени, но и использовали определенные новшества иконографии и стиля в своей работе. В этой небольшой церкви они создали богатую живописную программу, адаптировав её к архитектурным формам. Удивляют умные, тонкие на грани манерности лики одних святых и строгие, лишенные благообразия, лики других.
В нише каменной стены иконостаса находится изображение Богоматери Троеручицы.
Как правило, третья рука Богородицы изображается горизонтально, она как бы накладная, в серебряном окладе, и понятно почему: ведь это вотивное приношение Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания в период иконоборчества, это ему халиф Дамаска приказал отрезать кисть руки, а затем она молитвами Богородицы приросла обратно. В Белой церкви Каранской рука у Троеручицы совсем не каноническая — она как будто вырастает из тела Богоматери.
Возможно, автор не видел оригинала и создал образ в меру собственного, ориентируясь на представление об особом характере тройной божественной силы.
Интересно, что именно в этом монастыре была написана одна из древнейших сербских рукописных книг, по красоте сравнимая с Мирославовым Евангелием — Караново Евангелие, хранящееся в сокровищнице монастыря Николье.