«Неугомонный серб» Джордж Фишер
Он сменил мантию священника и Библию на винтовку и воинский мундир. Вечный авантюрист, идеалист, полиглот, борец за свободу, человек со многими именами и ещё большим количеством профессий. Джордже Шагич — первый серб, официально получивший американское гражданство.
Он родился 30 апреля 1795 года, через семь лет после того, как Соединенные Штаты Америки получили свою первую Конституцию. О себе говорил так: я серб по происхождению, мексиканец по духу, техасец по характеру и американец по гражданству. Историк Джон Ливингстон включил его в число 200 самых важных личностей в истории США, а археолог и путешественник Джон Ллойд Стивенс считал его «гражданином мира или, по крайней мере, большей его части».
«Странно было в этом отдалённом и уединённом месте встретить человека из ещё более отдаленного края и ещё менее известного; человека, говорящего на всех европейских языках, знающего каждый уголок Европы, знающего историю каждой правящей династии, территориальные границы каждого государства и в то же время являющегося гражданином очень многих стран», — записал Стивенс в своём дневнике.
Джордже Шагич родился в Столном Београде (Секешфехерваре), недалеко от Будапешта. Он учился в Карловацкой семинарии и был одним из лучших, но священником не стал, а взялся за оружие и отправился защищать Белград от турок. До столицы юноша так и не добрался – венгерские солдаты сообщили, что османы уже на пороге города, и убедили его вернуться в Австро-Венгрию.
Поворотным моментом в жизни Джордже Шагича стал 1815 год.
После двух лет скитаний по европейскому континенту 20-летний Шагич сел на корабль в немецком порту Гамбург и отправился в Америку. Поскольку у «подозрительного иностранца» не было денег, чтобы заплатить за это путешествие, владельцы корабля хотели продать его как раба, но на всякий случай уточнили, не рыбак ли он. Шагич только кивнул головой, понимая, что это может спасти ему жизнь, и назвался английским именем – Джордж Фишер. Несостоявшиеся работорговцы продавать «англичанина» не решились, и Порт-Гибсон в американском штате Миссисипи стал для Шагича-Фишера новым домом.
Джордже занялся импортом шёлка и женской одежды из Европы. Бизнес и познакомил его с будущей супругой Элизабет Дэвис, дочерью богатого плантатора.
Джордже мог бы навсегда забыть о нужде, но балканский дух не давал ему покоя. Сначала он стал одним из убеждённых противников рабства, а вскоре стал широко известным автором памфлетов, агитирующих американцев помочь Греции в её борьбе простив Османской империи. Но и этого для него было недостаточно.
Шагич покинул Миссисипи и отправился в Мексику, только что освободившуюся от испанского колониального господства. Новое мексиканское правительство контролировало восточную часть страны, тогда как запад представлял собой пустынные земли, которые стремились заселить колонистами из Америки. Джордже получил мексиканское гражданство. Сначала он активно включился в работу по созданию новых поселений, а вскоре получил государственную должность — стал таможенником на Мексиканском заливе.
Англо-американцы отказывались платить налоги и подчиняться мексиканским законам. Часть поселенцев хотела поднять восстание и объявить штат Техас независимым, единственное, чего они хотели, — это зоны свободной торговли. Не раздумывая, Шагич подключился к борьбе за выход Техаса из состава Мексики.
Крылья Техасской революции принесли его в Новый Орлеан, где Шагич устроился работать в местном кадастре. Он издавал революционную газету «Mercurio del Puerto de Matamoros», публикуя призывы к недовольным жителям встать и бороться за свободу.
Судьба не скупилась на сюрпризы. Во время своего пребывания в Техасе Фишер участвовал в формировании Йоркской масонской ложи. Он успел послужить юристом, судьёй, был избран в несколько городских советов в Хьюстоне и Сан-Франциско. Задачи, которые решал Шагич, были вполне губернаторского уровня. Он стал почётным консулом Греции в Сан-Франциско, а в разгар золотой лихорадки отправился в Калифорнию, чтобы способствовать вызванным ею миграционным процессам.
Александр Славкович, написавший книгу о Шагиче «Досельник» (Переселенец), считает, что тот был человеком твёрдых убеждений, действия и слова, но каким-то образом «остался за рамками истории». Но благодаря Исторической ассоциации Техаса его до сих пор помнят, как одного из выдающихся деятелей штата.
Джордже Шагич был женат четыре раза, имел трёх сыновей и 29 внуков. Его потомки сегодня живут в Хьюстоне и Техасе. «Беспокойный серб» умер в Сан-Франциско 11 июня 1873 года, и в знак траура флаги в дипломатических миссиях были приспущены до полумачты.
В «Истории семьи Фишеров» есть следующие строки, приписываемые Джордже Шагичу: «Завоевание свободы — это завоевание жизни». Возможно, это всего лишь легенда, но она вполне соответствует историческому образу этого человека-борца. Исторические записи показывают, что он был первым сербом, официально получившим американское гражданство.
Он никогда не отрекался от своего сербского происхождения и даже участвовал в строительстве русско-сербского храма в Сан-Франциско — одного из первых православных храмов на американской земле.
Джордже Шагич мечтал освободить Сербию от турок, судьба не позволила ему принять участие в битве за родину, но дала второй шанс, американский, – стать борцом за отмену рабства и освобождение Техаса.