Эх, дороги…

Вот уже почти два века на карте Сербии существуют старые Новосадская, Крагуевацкая и Обреновацкая дороги, а также Смедеревский или Константинопольский «друм», вымощенный когда-то турецким булыжником.

Они и сегодня являются важными автомагистралями, хотя большинство давно получило современную альтернативу. Каких-то 35 лет назад поездка по старому шоссе через Белград была настоящим приключением, в том числе и с точки зрения безопасности. Никто, покупая билет в Смедерево, Крагуевац или Новый Сад, не выбирает старый маршрут, но он по-прежнему много значит для Инджии, Гроцки, Сопота, Тополы…

Смедеревский тракт.

В Гроцке сохранились самые старые белградские булыжники. Когда-то она была частью важной Константинопольской дороги, то есть пути в столицу Османской империи Стамбул. Камень для неё в раннем средневековье добывали на Дунае.

Гроцка тогда была важной и для многих последней остановкой на ночь на долгом пути в Белград, не случайно здесь было полно  трактиров и постоялых дворов. Сегодня Смедеревский тракт связывает пригороды, принадлежащие Гроцке, муниципалитету, который экспансивно расширяется не от собственного центра к периферии, а в обратном направлении — от Белграда к Смедерево. Так что здесь всегда много транспорта.

Крагуевацкий тракт.

В XIX веке Шумадия имела особое значение в сербской истории, именно здесь, вдали от оккупированного турками Белграда, зародилось современное сербское государство. Поэтому Крагуевац, дважды получавший статус столицы, считается одним из самых важных городов того времени. Старая Крагуевацкая или Авальская дорога была очень важным маршрутом, вдоль которого располагалось множество постоялых дворов. Один из них даже положил начало Сопоту.

Альтернативой Смедеревскому и Крагуевацкому трактам является автошоссе Белград — Ниш, протянувшееся между ними.

Старый Обреновацкий путь.

В отличие от Смедеревской и Крагуевацкой дорог, он и сегодня довольно узок и скрыт от проезжающих туристов. Эта тянущаяся вдоль Савы дорога проходит вблизи Ады Циганлии и Макиша. Высокую интенсивность движения по этому маршруту довольно сложно себе представить, разве во время каких-нибудь дорожных работ.

Почти всё движение позже было перенаправлено на Новый Обреновацкий путь, который соединяет Чукарицу и Остружницу, где старая дорога переходит в новую. С недавним открытием нового автобана «Милош Великий» добираться до Обреновца стало ещё быстрее.

Главной западной дорогой, особенно во времена Австро-Венгрии, был Новосадский путь.

Даже самые старые жители этих мест не припомнят, чтобы он когда-либо был покрыта грязью, ведь даже в окрестных сёлах задолго до асфальта дороги выкладывали бетонными блоками.

Дороги на Зренянин и Панчево появились гораздо позднее, после строительства Панчевацкого моста и осушения болот. Эти две дороги были недавно соединены друг с другом новой дорогой, ведущей к Пупинскому мосту, создав тем самым не только быструю объездную дорогу, но и своего рода сеть автомагистралей в Банатской части Белграда.

Источник