Цветочные загадки
Когда русскоязычные любители цветников начинают покупать рассаду в Сербии, помимо незнакомых местных названий они сталкиваются и с другой проблемой, чисто ботанической. Например, со школьной скамьи мы точно знаем, как выглядит кислица. Покопавшись в словаре, можно найти и сербский (он же хорватский) аналог — цецель. Да вот только балканцы всё равно не поймут, о чём идёт речь, потому что упорно называют это растение детелиной, что в переводе означает — клевер! Здесь, как говорится, без латыни не разберёшься. Хотя и с ней легче на цветочном рынке не будет.
Итак, если вы хотите украсить свой двор декоративной кислицей, ищите в рассадниках клевер, то есть детелину. Зато представлена она в таком разнообразии, что все лингвистические неприятности быстро забудутся!
Oxalis articulata- она же ирска детелина или ирландская; Oxalis triangularis — кислица треугольная, љубичаста украсна детелина; Оxalis tetraphylla — кислица четырёхлистная или четверолисна украсна детелина.
Не меньшая путаница возникает с портулаком, которого сербы величают пркосом. Причём в ботанический вопрос снова перемешивается с языковым.
Portulaca grandiflora или портулак крупноцветковый здесь встречается на каждом шагу. Он настолько неприхотлив, что горазд прорастать даже в асфальтовых трещинах. В нашем дворе пркос неизменно появляется в самых неожиданных местах, хотя специально мы его уже давно не сажаем. Ну, разве что периодически обновляем горшки с его ампельным вариантом. Сербы называют его висећи или аргентински пркос (лат. Portulaca umbraticola). Всё, что нужно этому цветку — солнце. В пасмурную погоду бутоны просто не раскрываются, как будто цветок в негодовании на хмарь сжимает кулачки.
Дальше ещё интереснее. Под греческим портулаком (грчки пркос) скрываются два абсолютно разных растения. Во-первых, это может быть космотац, он же мезембриантемум (лат. mesembryanthemum) — род однолетних или двулетних небольших суккулентных растений семейства Аизовые. У нас его называют полуденник или солнечник.
Но чаще всего за грчки пркос (он же ледени цвет) выдают делосперму. Справедливости ради надо сказать, что она тоже относится к аизовым, но уж совершенно не портулак!
Романтичное название ядранская красавица (јадранска лепотица) получило и правда весьма симпатичное растение мезембриантемум сердцелистный (Aptenia cordifolia). На берегах Адриатики её можно видеть довольно часто. Эта красавица не может обойтись без яркого солнца, которого на побережье в избытке. Поэтому там он пускается во все тяжкие и за сезон превращается в двухметровые водопады. В Сербии всё намного скромнее, но не менее прекрасно!
Скромный ночурак или, по-нашему, по-простому ослинник (лат. Oenothéra biénnis) не может не радовать хозяйский глаз, образуя настоящие жёлтые джунгли. Помимо прочего, это растение из семейства Кипрейные отличается интересным свойством — оно способно стать лекарством от большого числа болезней, в том числе и чрезмерного увлечения зелёным змием. Ещё греческий историк и биолог Теофраст в 300 г. до н.э. описал эту особенность ночурка. А в переводе с латинского его название так и переводится — охотник за вином. Правда, с целью лечения стОит собирать только дикий ослинник, а в садах сербки предпочитают разводить его декоративные сорта.
И, наконец, изюминка последнего сезона. Хамелеон, он же хауттюйния (Houttuynia cordata) или рыбная мята , лист рыбы , радужное растение и т.д. В местных садах он появился относительно недавно и сразу завоевал уголок в сердцах хозяек. Интересно, что в Азии его обычно выращивают как листовой овощ. Лист этого хамелеончика имеет необычный «рыбный вкус», поэтому не удивительно, что к сербскому столу он не подошёл.