Путешествие к соседям: хорватские клапы
Кто хоть однажды услышал эти песни в живую или в записи, уже никогда не сможет их забыть. Этих исполнителей называют изумительными, непревзойдёнными, невероятными, волшебными. Их концерты — обязательная составляющая любого праздника, в том числе романтичного Дня Святого Валентина и всеми любимого Рождества. Далматские клапы — один из символов Хорватии, одно из её чудес. Не случайно в декабре 2012 года ЮНЕСКО включило клапы в список мирового нематериального культурного наследия.
Клапа –многоголосый мини-хор, обычно состоящий из пяти — восьми человек и исполняющий песни а капелла или в сопровождении гитары и мандолины. Ими особенно славится Далмация, хотя подобные коллективы есть и в Словении, и в Черногории. Первоначально клапы были исключительно мужскими, теперь же существуют женские и смешанные коллективы.
Все клапские песни традиционно исполняются «на слух», то есть дирижер отсутствует. И это не случайно. Ведь первоначально клапы были обычной компанией друзей, которые решили попеть вместе, а вовсе не музыкальным коллективом, набирающимся, исходя из музыкальных способностей участников. В клапе определяется так называемый «ведущий голос», который и начинает песню, а к нему постепенно присоединяются остальные исполнители.
Историки считают, что истоки этой музыки нужно искать в Х столетии, а конкретнее в песнях, исполнявшихся в церкви, но не на латинском, а на хорватском языке (так называемое глаголическое или народное пение). В XV веке она вышла за пределы храмов и монастырей и стала смешиваться с городским фольклором. На протяжении трёх последующих веков на севере Хорватии постепенно утверждался среднеевропейский «габсбургский» музыкальный стиль, а вот побережью намного ближе была Италия, поэтому далматские и истринские песни так напоминают напевы итальянских гондольеров.
Первые клапы как таковые появились в XIX столетии. Это было время, когда по всей Хорватии возникали песенные общества — народная музыка перестала быть просто забавой, а стала частью национального самоопределения. Но само слово «клапа» в Далмацию пришло из Триеста. С итальянского сленга его можно перевести как «дружеская компания» . На хорватском побережье эта компания собиралась, чтобы поболтать и попеть вместе. А сам термин «далматская клапская песня» появился в музыке только в 70-х годах прошлого столетия. И это удивительно, потому что первый фестиваль клап прошел в городке Омиш еще в 1967 году!
В настоящее время в Хорватиии сосуществуют три вида клап. Пучка (народная) клапа –неформальная группа исполнителей, которые иногда собираются вместе, чтобы удовлетворить свою любовь к пению. В основном, это люди старшего поколения, поющие без музыкального сопровождения. Их часто можно услышать в каванах или на рынках – главное, чтобы вокруг была хорошая акустика.
Фестивальная клапа – это уже организованная группа исполнителей, которая имеет четкие цели и задачи. Она регулярно собирается на репетиции и имеет своего профессионального менеджера, который часто сам подбирает певцов и репертуар. В отличие от народной, фестивальная клапа имеет в своём составе мандолину и гитару. Название это утвердилось после фестиваля в Омише, когда было принято решение способствовать развитию этого вида национальной музыки на государственном уровне, а клапы официально провозгласили символом Далмации.
И, наконец, модерны (современные) клапы. Они появились в конце прошлого столетия и отличаются от своих предшественников наличием электромузыкальных инструментов и чёткой ориентацией на коммерческий успех. Эти коллективы уже больше походят на популярную международную группу «Il Divo».
Да, времена меняются. Если в начале 60-х годов существовало всего лишь 15 клап, то к концу 80-х их было уже 200, а сейчас — больше 400! Значительно возросло и количество фестивалей далматской музыки. Помимо Омиша, они ежегодно проходят в Сплите, Дубровнике, Загребе, Муртере, Дубраве, Строжанцу и многих других хорватских городах.