Кровавый след православных оккупантов, часть II
Болгарские войска вошли в сербскую Шумадию 7 января 1942 года. В зону их оккупации сразу попали Кралево и Крагуевац, а в июле 1943 года она была расширена до предместий Белграда. Политика оккупационных властей практически ничем не отличалась от той, что применялась за четверть века до этого- Сербия без сербов, Болгария до Моравы…
После освобождения Югославии в здании болгарской полиции в посёлке Владычин Хан были найдены несколько листов бумаги, на которых подробно описывались варианты пыток, которые необходимо применять к заключённым для получения информации и устрашения населения. В каком извращённом уме был рождён этот документ, сложно себе представить. А когда понимаешь , что речь идёт не о маньяках-извращенцах, а натуральной рабочей инструкции, волосы встают дыбом.
Дальше — больше. Во Враньском округе оккупанты особо «прославились» сожжениями людей заживо вместе с домашней скотиной. Так были уничтожены сёла Козарница, Бабина Поляна, Брезовица и многие другие.
Для борьбы с партизанами практиковалась система заложников. В одном только селе Ястребац под Крушевцем в назидание остальным было убито 140 человек. А 21-22 декабря 1942 года недалеко от Ниша были расстреляны все мужчины в сёлах Девци и Лепая округе только за то, что накануне здесь прошли партизанские отряды. Этот кровавый список можно продолжать и продолжать.
По очень приблизительным данным во время Второй мировой войны на оккупированной болгарами сербской территории погибло больше 20 000 мирных жителей, в основном женщин, детей и стариков. Символом страданий стало местечко Бойник, уничтоженное 17 февраля 1942. Этот «поколь» считается самым массовым актом истребления мирного населения на Балканах, исходя из числа убитых — за несколько часов в Бойнике оборвалась жизнь 90 % жителей.
Бойник находится в 20 км от Лесковца и 50 км от Ниша. В конце XIX-начале ХХ века сюда перебралось много семей из Черногории, Герцеговины и Далмации. Накануне Второй мировой войны в Бойнике проживало больше 1600 человек.
Плодородные земли этих мест были лакомым куском для Болгарии. Во время Первой мировой войны она пыталась проводить здесь политику булгаризации, но натолкнулась на ожесточённое сопротивление. Достаточно сказать, что знаменитое Топлицкое восстание 1917 года началось неподалёку от Бойника – в селе Обилич.
Свободолюбивый характер местного населения к сороковым годам прошлого века абсолютно не изменился. Отряды Сопротивления не давали покоя оккупантам – ни один из них не мог чувствовать себя в безопасности.
Пятнадцатого февраля 1942 года югославские партизаны расстреляли болгарского офицера, остановившегося на ночлег на одной из мельниц. В качестве мести оккупационные власти решили полностью уничтожить одно из близлежащих сёл, выбор пал на Бойник.
Ранним утром 17 февраля село было взято в кольцо. Солдаты врывались в дома и выгоняли на улицу всех, кого заставали внутри, независимо от пола и возраста. Людей собирали в центре села, тут же делили на группы и либо расстреливали, либо забивали ножами и прикладами.
Светозар Крстич, десятилетним мальчиком чудом переживший тот страшный день, свидетельствовал: «Скрип ножа, входящего в людское мясо, крики женщин и детей звучат в моей голове и после семи десятилетий… Я лежал под телами моей мамы и двух братьев, один из которых был младенцем. Пуля из автомата лишь скользнула по моей шапке, я выбрался живым, но и сегодня слышу крики моей мамы… В той бойне из 27 членов нашей большой семьи выжило всего 8 человек.»
Ему вторит Милан Ранджелович: «Я был ранен, сверху упала мама, пытаясь закрыть собой меня и братьев. Самый младший даже не плакал – просто задохнулся. В этот день убили ещё моего отца и деда… Вся семья погибла. Когда болгары ушли, я услышал, как кто-то кричит, есть ли живые. Я выбрался наверх… Тот ужас мне часто снится …»
Дома селян были разграблены и сожжены. Небольшую часть местных жителей отправили в лесковацский концлагерь, назад никто из них не вернулся. Одновременно с Бойником было полностью уничтожено и соседнее село Драговац.
Памятник погибшим жителям Бойника появился в селе лишь в 1984 году. Он был поставлен в центре небольшого парка и окружён мраморными таблицами с именами погибших. Каждый год 17 февраля здесь проходит митинг памяти под названием «Кровавый февраль».
По материалам книги Мирослава Стойильковича «Болгарская оккупационная политика. Финал»
На титульной фотографии — болгарский царь Борис и Адольф Гитлер.