Совет вам да любовь!

Восьмое сентября в Сербии — свадебная дата. Конечно, все желающие повенчаться именно сегодня не смогут этого сделать општины и церкви могут принять лишь несколько пар. Припозднившимся женихам с невестами остаётся только искать дату поближе. Откуда же такая популярность у восьмого сентября? Ответ прост: это день памяти святых мучеников Адриана и Натальи защитников всех любящих семей.

Согласно церковной легенде, в Никомедии не было пары более верной и красивой, чем они. Адриан и Наталья прожили в счастливом браке всего год, прежде чем император Максимиан, прославившийся веке ужасными гонениями на христиан, приказал казнить своего неразумного начальника судебной палаты. Двадцативосьмилетний Адриан вместо того, чтобы разыскивать и уничтожать приверженцев Христа, сам к ним присоединился. Наталья же помогла супругу достойно пройти все выпавшие на его долю мучения. Она стала символом женской любви, стойкости и верности. Не случайно в Сербии, где издавна говорят, что жена — это столб, на котором держится дом, к святой Наталье относятся особенно трепетно.

День памяти святой Натальи приходится на Меджудневницу. В этот период до христианских времён отмечались самые большие языческие праздники, посвященные женским божествам. Одним из них была Лада — богиня весенне-летнего плодородия, покровительница свадеб и семейных пар. К ней древние славяне обращались шесть раз в год – с марта до середины сентября. Последний праздник, посвящённый Ладе, приходился на день осеннего равноденствия – 22 сентября.

Александр Байич в своей книге «Славянские боги на Балканах» провёл целое исследование, связанное с Ладой. В отличие от восточных славян, почитавших Ладу и её дочь Лелю, сербы называли Ладой, Лелой, Лелией, Лелей одну и ту же богиню. Эти имена до сих пор звучат в местных топонимах (гора Лелия, монастырь Лелич), народных обрядах (ладарицы) и одном из чисто сербских женских восклицаний: «Куку Леле!»
Лада и Св. Наталья.png

Ладу представляли девушкой с длинной золотой косой, в которую вплетены хлебные колосья. На её груди находился символ солнца – знак живородящей силы. Сербы-язычники верили, что богиня живёт в лесу и даже сама яляется лесом! Её всегда сопровождают петух, олень, муравьи и орёл, а особую силу она даёт «своим» деревьям и растениям — черешне, одуванчикам, липе и пионам.

С приходом в Сербию христианства черты многих языческих богов были перенесены на христианских святых. Вот и место Лады некоторым образом «заняла» Наталья. Если раньше женщины о сохранении любви и верности в семье молили Ладу, то теперь обращаются к никомедийской мученице. У многих православных сербских цыганок до сих пор считается особой удачей найти после молитвы святой Наталье ключ. Им, верят они, можно раз и навсегда закрыть мужнино сердце на замок, чтобы в нём царила лишь любовь к супруге – хозяйке этого ключа.

В некоторых сербских сёлах матери рано утром восьмого сентября, помолившись святой Наталье, приносят своим взрослым дочерям родниковую воду. Умывшись ею, девушка обязательно найдёт себе вскоре стоящего парня, за которого не грех и замуж пойти.

Интересно, что именно в Меджудневницу возобновлялись после лета так называемые «седельки» (посиделки). Женщины и девушки собирались на них сразу после ужина. Если погода позволяла, устраивались прямо под открытым небом, если нет – собирались в доме рядом с очагом. Каждая приносила свою «работу» — пряжу или шитьё. Когда огонь хорошенько разгорался, варили кукурузу, пекли картошку. Не оставались без внимания яблоки, виноград, орехи.

Во время посиделок женщины постарше беседовали между собой, рассказывали народные предания и сказки. Девушки попарно пели. Каждый куплет «путешествовал» по кругу, многократно повторяемый новым дуэтом. Начинался и заканчивался он одинаково: «Oj ubava, ubava devojko!»

Ой ты, красавица, красавица!

Собралися посидеки.

Первая – на одном краю села,

Вторая – в середине,

Третья – на другом краю.

На первой – все девчата.

На второй – все парни.

На третьей – все невесты.

Ой ты, красавица, красавица!..

К девушкам присоединялись и молодые люди, чтобы не просто весело провести вечер, но и присмотреть себе будущую супругу. Часто в селе одновременно устраивали несколько таких «седелек». Девушки с одних посиделок посылали парней на другие, чтобы разузнать, какая компания собралась в другом месте, и чем там занимаются. Задание это было не самым простым. Если кто-то из юношей уже присмотрел себе невесту, он строго следил, чтобы рядом с ней не появился ещё какой-нибудь ухажёр. Вместе с друзьями он буквально патрулировал то место, куда на посиделки пришла его зазноба. Седельки нередко заканчивались мужской дракой, причём абсолютно не шуточной. Видимо, не только красота иной раз требует жертв.

Фотографии из Википедии.