Серб в Сибири
Чай вдвоем
Что мы знаем о Сербии? В первую очередь, вспоминается 1998 год, когда ни один выпуск новостей не обходил Косово – шла война в Югославии… Такое имя, как кинорежиссер и актер Эмир Кустурица, сразу назовут киноманы, а физики – Николу Тесла (он хоть и родился в Австрийской империи, но по национальности был сербом). Любители путешествий подумают о Сербии, как о всемирной здравнице, с ее удивительным климатом и не менее удивительными, радушными и гостеприимными жителями. Корреспонденту «Огней Енисея» выпала счастливая возможность познакомиться с одним из них – Слободаном Милановичем.
Слободан Миланович в Дивногорске
Конечно же, для нас знакомство с иностранцем – всегда захватывающее приключение. Это возможность прикоснуться к другой культуре, языку, традициям, мировоззрению, так сказать, не выходя из дома. И сразу задать вопрос: что же его, иноземного гостя, привело в Россию, а тем более в Сибирь? Ведь холодно же, зима долгая, морозы лютые… Разве тебя, друг мой, не пугали перед поездкой в Сибирь, что у нас тут медведи везде ходят? Но довольный европейский гость произносит фразу, после которой гордостью наполняется сердце любого русского человека: «У вас красиво!». А медведями нас, мол, не запугаешь. И все становится понятно, объяснять больше ничего не нужно. Человек за красотой приехал – чего пристали, в самом деле?
Роковая ошибка
Сегодняшнего гостя нашей рубрики сложно напугать такой ерундой, как сибирский мороз. Не боится этот человек никаких трудностей. Но из родной Сербии, из уютного городка Лозница в далекую Сибирь Слободана привела отнюдь не тяга к красоте русской природы, а… путаница. У вас бывало такое, что ждете вы письмо или посылку, а на почте вдруг выясняется: драгоценный груз по ошибке уехал не в Красноярский, а в Краснодарский край? С нашим героем произошло примерно то же самое. Нет, конечно, почтой его никуда не отправили. Задумываясь о переезде из родных мест, мужчина заинтересовался предложением друга, который на тот момент уже трудился в России. Дескать, работа хорошая, устроишься здесь быстро, народ приветлив. Осознавая, что в родной Сербии после войны жить стало тяжело, Слободан согласился на переезд, думая, что едет в Краснодарский край. И только увидев, что виза не в теплый Краснодар, а в холодный Красноярск, пришел в ужас. Пытался отказаться, уверял друга, что за четыре года войны на родине ему хватило и сугробов, и снега, что он не хочет ехать в Сибирь… Но его все же убедили, и он поехал.
Трудолюбие с детства
В Красноярске он начал с ресторана сербской кухни. На тот момент уже был богатый опыт работы в сфере общественного питания. Слободан родился в маленьком городке, где основным источником дохода населения является сельское хозяйство. Его семья (родители и братья Слободана) вела деревенский образ жизни. Все от мала до велика привыкли к работе со скотиной, в поле, в огороде. Земля в Лознице плодородная, дает большой урожай. Но сербы дружный народ, и братья с детства впитали простую истину: всегда помогай другим людям. В деревне ведь легче все делать сообща, да и на душе спокойнее, когда рядом есть надежное плечо. Отец понимал, что сыновьям необходимо получить образование, а за ним нужно ехать в большой город. Он не стал препятствовать, когда Слободан отправился в Белград учиться в высшей школе рестораторов. Столичная атмосфера не испортила юношу, а напротив, только усилила в нем любовь к незамысловатой сельской жизни, к родной кормящей земле. Даже став уже взрослым мужчиной, он ничуть не утратил привитого в детстве трудолюбия и человеческого участия.
Сибирь – «мон амур»
Ну как же в этой статье обойтись без романтической истории? Неужели, скажете вы, дорогие читатели, на такого со всех сторон положительного мужчину, да еще и иностранца, не засматривались наши девушки?
Дочь Доротея и сын Алексей
Нет, после переезда в Красноярск Слободан отнюдь не мечтал о пылких свиданиях под луной. Тогда он тяжело переживал развод и расставание с Доротеей – дочерью от первого брака. Но «злой шутник-озорник Купидон» рассудил по-другому, направив свою стрелу в сердце Елены Прекрасной – коллеги, которая работала рядом, в том же ресторане. Служебного романа, правда, не получилось, была лишь скромная дружба…
Спустя некоторое время Слободан уехал на родину и пригласил туда Елену. Узнав о гостье из России, родственники стали допытывать его об отношениях с молодой сибирячкой. И очень удивились, что Елена просто друг. А старший брат даже отругал: ни одна девушка не пролетит семь тысяч километров ради простой дружбы! Да и сам Слободан стал все чаще задумываться о женитьбе.
Свадьбу сыграли в Сербии. И вскоре они уже в статусе супругов вернулись в Красноярск. С разницей в три года у Милановичей родились двое прекрасных детей: старший сын Алексей, которому сейчас уже исполнилось четырнадцать лет, и младшая Слободана. Вот такая она, сибирская земля, – не только в себя влюбляет, но и награждает новой любовью тех, кто сюда приезжает с чистыми мыслями и открытым сердцем.
Почему же Дивногорск?
Способом семейного дохода они выбрали то, в чем лучше всего разбирались, а именно ресторанный бизнес. Сначала было открыто кафе в г. Канске. Но помещение было арендовано, а Слободану для развития дела хотелось иметь свое собственное. Он выгодно продал бизнес в Канске и стал подбирать подходящие варианты, чтобы двигаться дальше.
Когда пришло решение искать другое место для кафе, Слободан выбирал между Сосновоборском и Дивногорском. Побывав в этих городах, сделал свой окончательный выбор. Слишком уж Дивногорск напомнил ему родные пейзажи, и уезжать никуда уже не захотелось. Енисей похож на Дрину – реку, протекающую недалеко от Лозницы, а наши дивногорские сопки – на Балканские горы. Сегодня семья с нетерпением ждет обновления Милицейского парка, очень нравится это место.
И хотя живут Милановичи в Красноярске, трудолюбивому и привычному к сельской жизни Слободану хочется перебраться со временем поближе к Дивногорску – хотя бы в Овсянку. Он мечтает о большом доме, о своем хозяйстве, заниматься разведением овец и приобрести собственную пасеку. Чувствуется, как ему не терпится приложить руку к сельскому труду, как он соскучился по работе на земле. После общения с моим собеседником создалось впечатление, что этому человеку словно не хватает работы. Ну, не в смысле, что он бездельничает, а будто ее слишком мало для него в этом мире, и он совсем никогда не устает. Такое вот трудолюбие.
Посудите сами. Помещение, которое Слободан выбрал для ведения своего бизнеса в Дивногорске, пустовало не один год. Стояло заброшенное, грязное. У нас в городе многие предприниматели могли бы оборудовать это место, сделать тут хоть кафе, хоть магазин, но почему-то никому дела до него не было. А этот человек, приехав издалека, не побоялся рискнуть, вложить деньги, труд, свое время. Безусловно, такой поступок не может не вызывать восхищения. Слободан честно признается, что прежде чем начать внутреннюю отделку, ему пришлось вывезти больше двадцати грузовиков мусора оттуда. Видимо, такая грязная работа не каждому по плечу.
Помнить о своих корнях
Да, Слободан хорошо говорит по-русски. Но в интернациональной семье Милановичей дети не забывают, что они наполовину сербы. Их отец считает важным, чтобы они помнили, кто их предки. Он очень точно и понятно описал свое видение семьи. У человека, как у дерева, есть корни – это его родители, его бабушки и дедушки. Чтобы вырасти красивым и крепким, нужно помнить об этих корнях.
Герой нашей рубрики свято чтит память своих родителей. Они научили его быть бескорыстным и человеколюбивым. Работы в деревенском доме всегда хватало, но отец Слободана, увидев, что сыновья закончили все дела, отправлял их помогать соседям. На вопрос «Зачем?» мог строго сказать: «Не спрашивай, а делай. Твои старания всегда вернутся к тебе добром». Мама же, подоив коров, частенько просила сына отнести молоко бабушкам-соседкам. Денег за молоко никогда не брала и сыну строго наказывала не просить никакой награды за свои добрые поступки.
Дом семьи Слободана в Лознице
О русских
Переехав в Россию, Слободан по-настоящему полюбил эту землю. Называет ее своей второй Родиной, а русских людей – своими братьями. Ему очень не нравится, когда о русских отзываются плохо. «Это святой народ», – говорит он. И готов поспорить с каждым, кто не согласен. «Я живу в России уже больше десяти лет. А если кто скажет, что здесь плохая жизнь или плохие люди, всегда лично приглашаю приехать ко мне в гости и убедиться, что это неправда», – поделился он с нами.
И почему-то верю, что его слова не пустые. Искренность Слободана, его открытость и простота подкупают. Он рад каждому человеку, который появляется в его жизни, пусть даже это будет случайная минутная встреча. В его сердце найдется место всем. Хотелось бы закончить эту статью торжественным пожеланием: пусть в сердцах дивногорцев найдется место для Слободана. А дружба России и Сербии будет долгой, честной и прочной, как Балканские и Саянские горы.
В Лознице с родственником. Пейзаж очень напоминает наш, Дивногорский
Катерина Абаулина
Фото из личного архива Слободана Милановича.