Марко Пантелич: Я «культурный» русофил.
Улыбка Марка Пантелича обезоруживает. Удивительно приятное и открытое лицо этого молодого человека просто под стать его прекрасному голосу. Беседовать с ним — одно удовольствие. Марко уже достаточно многого добился для начинающего оперного певца, но не только не заболел «звёздной болезнью», а, напротив, стал ещё строже относиться к себе — талант обязывает.
Этим летом Марко принимал участие в международном проекте New Operа World в Москве. Договариваясь о встрече, я хотела, прежде всего узнать, каково ему было работать в международной команде, попросить поделиться впечатлениями о Москве и России. Но поток беседы увлёк нас настолько, что интервью получилось намного шире. Марко Пантелич — очень интересный собеседник и рассказчик. Мне же оставалось только записывать…
Справка от serbiaonline
Марко Пантелич родился в 1991 году в столице Сербии. Закончил музыкальную школу «Коста Манойлович» (класс профессора Ненада Ненича) и Факультет музыкального искусства в Белграде (класс профессора Николы Мияиловича). Обучался в мастер-классах Симониды Милетич, Джорджа Бекмана, Давида Бижича, Джорджа Нешича, Мортена Росена, Рут Фалкон, … Лауреат многих республиканских и международных наград: “Петар Конёвич”, “Лазар Йованович” (четыре раза подряд) , “Лав Мирски”, «Доситея». Пел на сценах Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Румынии, Греции, Испании, США, Канады и России.
Марко Пантелич:
… Как я стал оперным певцом.
Мой дед замечательно играл на скрипке. Но он умер задолго до моего рождения – в 1965 году, а скрипка осталась. Сначала её взяла в руки моя старшая сетсра Ана. И я, как, наверное, большинство младших братьев и сестёр, просто последовал её примеру. Тем более, что с детства был очарован мастерством скрипача Трипо Симонути и кассету с его записями буквально «заслушал до дыр».
Уже в музыкальной школе мне стали говорить, что я обладаю неплохим голосом. После занятий сольфеджио, услышав меня, друзья первыми предложили мне заняться пением. Но идти этим путём мне тогда категорически не хотелось. К певцам я относился немного скептически: как можно учиться пению всего 2 года вместо обычных для музыкальной школы 6 лет? Кроме того, певцы мне всегда казались несколько надменными.
Но в 2008 году вместе с хором церкви Ружица и Святой Петки на Рождественском фестивале гастролировал и оркестр музыкальной школы, в котором я играл на альте. Там меня услышал знаменитый оперный певец и педагог Ненад Ненич и предложил начать учиться у него. А я мечтал о контрабасе! Но судьба – это судьба. Всё решилось очень просто. Как-то в школьном коридоре я ждал репетицию оркестра. Меня увидел всё тот же Ненад Ненич и просто увёл в свою аудиторию… На экзамене в средней школе я уже пел романс Глинки «Сомнение».
Романс Чайковского, аккомпанирует легендарный Джордже Нешич
… О «нелёгкой судьб» баритонов.
Ни для кого не секрет, что вишенка на оперном торте достаётся тенорам. Имена Лучано Паваротти и Пласидо Доминго известны буквально всем. Для теноров написаны потрясающие арии, а их оперные герои практически всегда главные и, конечно же, положительные (улыбается). Но природа сказала своё веское слово. Я – баритон. И мне есть, на кого равняться: Желько Лучич, Давид Бижич, Никола Мияилович – вот три великих сербских баритона с мировым именем!
Надо сказать, что опера мне полюбилась сразу. Ведь это невероятное сочетание и музыки, и актёрского искусства. Последним я тоже был серьёзно увлечён – ходил в школьный драматический кружок. Конечно же, мне изначально хотелось работать над серьёзными, трагическими образами, чтобы решать сразу две задачи – и актёрскую, и певческую. Я выбрал Риголетто. Но мой учитель Ненад Ненич сказал: «Какой из тебя Риголетто? Подрости немного!» Да, для этой роли мой голос ещё слишком молод. Посмотрим, может быть, в будущем, я уйду из лиричесих баритонов в драматические. (смеётся)
… О том, как важно поверить в себя.
Мне очень повезло с учителями и наставниками. Огромной удачей было попасть на мастер-класс к Джордже Нешичу, великому пианисту и несравненному аккомпаниатору. Он принимает участие в огромном количестве международных проектов и преподаёт на Специальном факультете вокального коучинга и аккомпанемента в Колледже изобразительных искусств Университета Карнеги-Меллона.
В 2015 году в Белграде Нешич отобрал группу молодых певцов и, ничего нам не говоря, отослал записи с наших занятий ведущим мастерам оперной сцены Соединённых Штатов. С отзывами из Метрополитен-опера и из известных университетов в США он познакомил нас абсолютно буднично – в ресторане «Снежана». А отзывы были больше, чем просто положительные!
Именно Нешич вдохновил меня и придал храбрости заявить свою кандидатуру на летнюю обучающую программу в Нью-Йорке. Получить приглашение и стипендию для меня было огромным достижением! В США я работал с солисткой Метрополитан-опера Минён Дан и легендой оперной сцены Шерилом Милнсом. Пел Марчелло в «Богеме» с управлением дирижёра Метрополитан-оперы Пола Нейдлера. После США меня ждала стажировка в Канаде, где я спел небольшую партию в опере «Ромео и Джульетта».
Вот, что значит вовремя повстречать на своём пути человека, который поможет поверить в собственные силы!
«Ромео и Джульетта», Монреаль
… О «Евгении Онегине».
С произведением Александра Сергеевича Пушкина я познакомился ещё в школе благодаря переводу Милорада Павича. Этот роман в стихах меня просто захватил! Читая, я представлял себе все события в мельчайших подробностях, рисуя в своём воображении картины балов и дуэлей.
Оперного Онегина я впервые услышал в исполнении Дмитрия Хворостовского. Я понял, что покорён и музыкой Чайковского, и пушкинским текстом. Я выбрал арию Онегина для заключительного экзамена в музыкальной школы имени Кости Манойловича. Мой преподаватель на Белградском Факультете музкального искусства, профессор Никола Мияилович, пел партию Онегина во Франции с ассамблем Большого театра и был назван Галиной Вишневской одним из талантливейших оперных певцов. Он помог мне не только совладать с партитурой, но и понять сложный характер литературного героя. И это было очень важно. Например, Давид Бижич, певший Онегина во Франции, в наших беседах о характере оперного героя Онегина, прямо говорил, что влюблён в музыку Чайковского, но Онегин-человек ему антипатичен. Мне Онегин тоже дался очень тяжело именно как характер. Поэтому одной из самых больших наград стали для меня слова одной из зрительниц после моего дебюта в Московском камерном музыкальном театре имени Покровского: «Вы не пели Онегина, вы были Онегиным!»
Между прочим, когда в США мне посчастливилось учиться у Шерила Милнса, я очень хотел петь Фигаро. Но легенда американской оперы сказал мне: «Это слишком тяжело, давай лучше попробуем Онегина». Так что этот герой просто преследует меня в творческой жизни. (улыбается)
Когда я узнал о проекте New Operа World в Москве, и о том, что будут ставить «Евгения Онегина», я снова решил попробовать свои силы и принял участие в конкурсе. И здесь я хочу выразить огромную благодарность своему другу Йовану Босичу, который не просто поддержал моё решение, но и помог с жильём в Москве. Благодаря ему я жил практически в самом центре столицы совершенно бесплатно. О чём ещё было мечтать?
Canadian Vocal Arts Institute: мастер-класс Рут Фалкон
… Об участии в проекте New Operа World и о Москве.
Участие в оперно-симфонической лаборатории New Opera World было для меня нелёгкой задачей. За полтора месяца, с 10 июля по 6 августа 2017 года, нужно было, став частью интернациональной команды, представить классическое оперное произведение, широко известное во всём мире. Причём мне предстояло петь одну из главных партий – Евгения Онегина. Режим работы был просто невероятный. Нам помогали специалисты Лионской национальной оперы, Большого театра, Новой оперы, Геликон-Оперы, Михайловского театра, ГИТИСа . Спектакль на сцене театра им. Покровского стал для нас настоящим экзаменом.
Критика была благосклонна. На сайте belcanto.ru мы получили очень хорошую оценку. Обо мне, например, написали, что я «решительно выиграл сражение с русским текстом». Петь на русском языке действительно не так уж и легко. Директор New Opera World Анна Селиванова сказала, что у меня лучше всех певцов иностранцев произношение русского языка. Одна из аккомпаниаторов на проекте поняла, что я иностранец, только когда во время репетиции пришлось перейти на английский. Но над произношением мне ещё работать и работать.
Атмосфера на проекте у нас была самая замечательная. Столько талантливых людей собралось! Мои партнёры по сцене Илья Римар, Богдан Галяпа, Елена Овсянникова и остальные солисты, дирижёр театра Покровского Алексей Верещагин, режиссёр Марийского театра Мстислав Пентковский, музыканты оркестра и хора, такие же «новобранцы» как и мы… О каждом участнике можно долго и благодарно говорить. Мы были готовы не только работать вместе, но и учиться друг у друга, открывая что-то новое. Я никогда не забуду, какое большое впечатление произвела на Мстислава Пентковского сербская песня «Тамо далеко».
Очень порадовала Москва. По сравнении с 2008 годом она намного изменилась, стала лучше, светлее. Настоящая мега-европейская столица! Я жил в Нью-Йорке, видел Париж и многие другие легендарные города. Но ближе Москвы мне, наверное, только Белград.
«Евгений Онегин», Москва
… О величии России.
Я «культурный» русофил. То есть я преклоняюсь перед всем тем, что дала и даёт Россия мировому искусству и литературе. Будучи в Москве, я посетил Третьяковскую галлерею – это же просто феноменально! Я был в Большом театре, Новой опере и петербургской Мариинке. Слушал Онегина в исполнении российской трупы и… плакал от восторга! А «Хованщина»? Какой невероятный размах! Или Кармен в Мариинском театре. И что самое потрясающее – залы всегда полны. И люди приходят самые обычные. Мне было удивительно, что после концертов нам дарили цветы, брали автографы. Я думал, что так бывает только на выступлениях Хворостовского.
Россия – великая держава именно потому, что в театры и на выставки ходят самые обычные люди. И ещё, потому что в этой стране чувствуется уважение к истории. Столько мемориальных досок я раньше никогда не видел. Причём в памяти россиян есть место и для Николая Второго, и для красных звёзд московского Кремля.
В спектакле «Выше!»
… О творческих планах.
Я заканчиваю Сербскую Академию искусств, мечтаю работать в Народном театре. Принимаю участие в нескольких очень разных проектах. Например, исполняю партии Папагено в «Волшебной флейте» и Белкоре в «Любовном напитке» которые поставили специально для детей и молодежи в театре Мадленианум в Земуне.
А 15 сентября в белградском Дорчол плаце состоялась европейская премьера музыкального спектакля «Выше!» с моим участием. Композитор Милица Илич, поэт Марина Шимич, режиссёр Кая Ана Шумахер превратили старый миф о Дедале и Икаре в удивительное произведение вне жанров.
Уже есть планы и на следующий год. В апреле на сцене Колачевой задужбины я с аккомпаниатором Мариной Минкич представлю программу, основанную на произведениях Дворжака. Я уверен, что без русских и чешских композиторов не было бы славянской музыки! Конечно, каждый народ способен рождать жемчужины. Разве можно представить себе мир без Гершвина? Или без балета сербского композитора Стевана Христича «Охридская легенда»? Жаль, что его нет в постоянном репертуаре наших театров.
В июне, скорее всего, я буду представлять вокальный цикл «Любов поэта» Шумана– у немецких композиторов больше всего прекрасных произведений, написанных для солиста в сопровождении фортепиано. Вообще же, я бы очень хотел выступать с концертами, как Дмитрий Хворостовский.
P.S.
Я думаю, что быть учёным намного сложнее, чем певцом или актёром. Мы получаем свой талант от рождения, а ум нужно развивать.
И, да, совсем забыл сказать: в Москве я влюбился. Без памяти и навсегда! В прекрасные конфеты «Мишки в лесу»(смеётся).
Записала Вера Соколова
Фотографии с личной страницы Марко Пантелича в Фейсбуке.
Портал serbiaonline выражает свою благодарность г-ну Тихомиру Войновичу за идею и организацию этой встречи.