Сербские изделия народного промысла с защищенным географическим указанием места происхождения

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.
Защита географических указаний и гарантии традиционных особенностей в Европейском союзе — система правового регулирования в странах — участницах Европейского союза и ряде других государств. Распространяется на пищевые продукты, подвергавшиеся переработке человеком. Указание географического места происхождения представляет собой важнейший инструмент с точки зрения маркетинга в состязании товаров на внешнем рынке, который дает узнаваемость и конкурентное преимущество перед другими производителями. Товар с защищенным географическим указанием места происхождения, в соответствии с Лиссабонской конвенцией, не облагается дополнительными таможенными сборами, на них нет установленных квот на экспорт на рынок ЕС, а также на внутреннем и внешнем рынке такая продукция стоит дороже, чем необозначенная.

Несмотря на это, до сих пор такие продукты и изделия народного промысла в Сербии не были адекватно обозначены и защищены. На сегодняшний день в Сербии более 60 продуктов питания с защищенным географическим указанием места происхождения. Географическое указание места защищает не только продукты питания, но и изделия народного промысла, которые свидетельствуют об истории и обычаях людей, живущих в определенной местности. Культурное богатство страны отражается при изготовлении таких предметов, производство которых требует особых многолетних навыков, которые обычно передаются из поколения в поколение. Помимо навыков самих мастеров, при изготовлении таких изделий и предметов, как правило, используются местные материалы.
Несмотря на то, что Сербия богата многочисленными ремеслами, лишь некоторые из них защищены географическими указаниями: Пиротские ковры, Безданский дамаст, полотенца из Текериша, вязаные изделия Сирогойно и керамика из Злакусы. У всех этих предметов есть свои особенные истории, с которыми мы будем рады поделиться с вами. Сербские производители продуктов питания и изделий кустарного промысла с географическим происхождением основали свою организацию «Оригинальная Сербия» в 2015 году.

Среди членов организации «Оригинальная Сербия» есть организации, которые помимо защищенного географического происхождения также имеют соответствующий сертификат качества на выпускаемую ими продукцию. Они ежегодно проходят процедуру контроля, проводимую уполномоченными организациями. Производители этих продуктов должны платить за контроль и сертификацию, но гораздо важнее то, что потребители этой продукции имеют сертификат, что это подлинный, качественный продукт контролируемого происхождения.

Вязаные изделия Сирогойно. В Златиборском крае, в 40 минутах езды от этно-села  Кустурицы Дрвенград, есть еще одна достопримечательность, которую просто невозможно не посетить. В 70-х годах 20 века сербские энтузиасты решили создать здесь музей под открытым небом, «Старо Село».  Из деревень Юго-Западной Сербии были привезены в Златибор, а затем реставрированы деревянные национальные дома. Так и появилось село-музей Сирогойно.

Это настоящий музей под открытым небом. Здесь можно окунуться в атмосферу того, как раньше выглядело сербское поселение.  Можно познакомиться с традиционным укладом жизни народа, отведать национальные блюда в местном ресторане, насладиться красивыми пейзажами, чистым воздухом и единением с природой. Сама деревня чем-то похожа на русскую. Домики здесь отлично отреставрированы, можно зайти в любой и прикоснуться к истории, насладиться аутентичным интерьером. Всего имеется 55 зданий. Этносело расположилось на высоте 900 метров над уровнем моря.

  

Музей можно разделить на несколько частей.   Первая – это домики-экспонаты с настоящей сербской утварью и предметами домашнего обихода XIX века, которые расположены строго по правилам того времени. На возвышенности помещение для готовки и хранения продуктов, пониже хлев и стойло для скота, еще ниже – огороды и сады. Во второй части музея такие же домики, но используются они совсем по другому назначению. Маленькие деревянные внутри и снаружи они служат отелем для посетителей. Уютная кухня, несколько спален, есть даже камин и, что примечательно, совершенно современная ванная комната.
В третьей части музея ремесленные мастерские. Как и во всей Сербии, здесь чтят и всеми способами сохраняют традиции старинных ремесел. Зайдите в мастерские Сирогойно (бондарная – изготовление деревянных бочек, гончарная и кузнечная, музей вязания) и вы узнаете, как же все это делалось без современных технологий.

 Село Сирогойно во все времена славилась в Сербии мастерицами-вязальщицами.  Новую жизнь в традиционное вязание в конце 70х годов прошлого века внесла модельер  Добрила Смилянич. Отличительной чертой изделий “Sirogojno style”, придуманной в 70-х годах Добрилой Смилянич, является изображение на них красочных пейзажей Златибора, модные журналисты назвали их »двигающиеся картины». И действительно, рисунки на изделиях, выглядят живыми и подвижными, — это красочное отображение пейзажей и цветов горного района «Златибор». Она объединила женщин Сирогойно в кооператив и начала производство свитеров, джемперов и пуловеров из овечьей шерсти собственного дизайна. В прежние времена модели пользовались необычайным спросом, в том числе за пределами Югославии.

  

Отличительной чертой изделий “Sirogojnostyle”, придуманной в 70-х годах Добрилой Смилянич, является изображение вязанием и вышивкой на изделиях красочных пейзажей Златибора, модные журналисты назвали их »двигающиеся картины». И действительно, рисунки на изделиях, выглядят живыми и подвижными, — это красочное отображение пейзажей и цветов горного района «Златибор».

  

Сочетание отличного качества исландской шерсти, из которой производятся изделия, с дизайнерскими решениями Добрилы Смиянич породило подлинную (аутентичную) модную линию, концепция, которой — гармоничное сочетание модных тенденций и традиционного сербского ремесла по ручному вязанию. Добрила не только внесла свой вклад в развитие мировой моды, а также координально изменила жизнь женщин вязальщиц, вязанием мастерицы смогли зарабатывать деньги и обрели самостоятельность.

Музей вязания был открыт в 2008 году в Сирогойно, в честь женщин-вязальщиц из Златибора, которые создавали уникальные предметы одежды своим трудом и прославляли Сирогойно и Златибор. Возле села есть небольшой рынок, где местные женщины-вязальщицы с нетерпением ждут покупателей-туристов.


В музее хранятся награды Добрилы Смилянич за развитие мировой моды:
—Самая высокая награда – кубок AMMA от итальянской дизайнерской ассоциации за вклад в развитие европейской высокой моды был вручен Добриле Смилянич и вязальщицам итальянскими дизайнерами за их талант и вклад в европейскую высокую моды (Haute Couture ).
—«Золотой павлин» — награда за признание Белградской выставки моды, выданную ей аккредитованными модными журналистами в 1972 году.
—Две Золотых лани за признание Белградской выставкой моды, полученные в 1983 и 1984 годах.
— Осенью 1975 года в деревне Sirogojno был организован показ мод был для 120 жен послов зарубежных государств.

  
Сегодня компания приватизирована и работает как «Sirogojno Company», которая успешно продолжает продавать трикотаж, благодаря которому село Сирогойно стало известно не только на Балканах. Сейчас молодые сербские дизайнеры пополняют коллекцию Sirogojno Style своими идеями и существует мастерская по производству вязанных изделий ручной работы Sirogojno Style.


Источники:
Sirogojno style beograd
Sirogojnostyle
Сербский Сувенир: шерстяное Сирогойно
Ярмарка мастеров.

Полотенца из Текериша.  Полотенце в Сербии — больше, чем полотенце. Это национальный символ, сопровождающий человека от рождения до смерти. Перса Спаич из села Текериша близ Шабаца не знала, что полотенце, сотканное её руками,   станет частью истории. После битвы при Цере в августе 1914 года раненый солдат Милета Милутинович вошел в пустой дом Тихомира Стевановича в поисках чего-нибудь, чтобы перевязать его раненую ногу. Он открыл деревянную коробку и взял два вышитых белых полотенца, которыми  перевязал рану. Милета Милутинович сохранил полотенце, оно было с ним во многих сражениях.

 

Спустя много лет Милета вернулся в Текериш и передал сохранённое им полотенце в музей города Шабац. Оригинальное полотенце хранится в музее в Шабаце с 1975 года.

Полотенце из Текериша на ежегодном Церском марше, посвященном сербской победе в битве на Цере в Первой Мировой войне. Это полотенце из Текериша стало символом героизма сербских солдат в Первой мировой войне. Сегодня полотенца, созданные по историческому образцу, изготавливаются женщинами из Ассоциации «Полотенца Шабацкого края» (“Peškiri šabačkog kraja”).

Безданский дамаст . Село Бездан в Воеводине часто называют «водным посёлком», так как добраться сюда можно только по мостам — Бездан расположен на левом берегу Дуная и со всех сторон окружён протоками и каналами. Природа этих мест никого не оставит равнодушным. Многие приезжают специально на встречу с лебедиными стаями. Кроме того, здесь находится и знаменитая Безданска Баня, славящаяся своими лечебными водами. Бездан – одна из пятнадцати деревень в окрестностях Сомбора. Она была основана в 1305 году, а ее лечебные воды, богатые йодидом, были открыты лишь в начале прошлого века.

По грамоте императрицы Марии Терезии от 10 апреля 1772 года Бездан получил статус «вольного и королевского города». В то время в селе было 400 домов, и в нем, помимо фермеров и рыбаков, трудились еще 51 ремесленник, среди которых было 15 ткачей.  В 1871 году в Бездан из Чехии переехал художественный ткач Янош Шмидт и стал производить ткань по технологии «жаккард».

 

Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт (базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно в художественном оформлении ткани) которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей. Название ткани произошло от  фамилии французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара, который в 1804 году сконструировал жаккардовый ткацкий станок, благодаря чему стало возможно изготавливать жаккардовую ткань в промышленных масштабах. Для производства ткани используются перфокарты для создания узоров.  Различные комбинации перфораций на картах создают разные узоры на ткани.   Самые простые повторяющиеся узоры могут поместиться на одной карте, в то время как более сложные требуют целой колоды карт. Ткацкие станки, на которых сегодня изготавливается Безданский дамаст, являются аутентичными, привезены в Бездан из Чехии, где они были изготовлены в конце XIX века.

Раньше такую ткань изготавливали вручную. Позже данный термин перекочевал и в вязание. «Жаккард»- это способ многоцветного вязания — создание рисунков с помощью переплетения разноцветных нитей.  На лицевой стороне полотна получается красивый рисунок, а на изнаночной — протяжки нитей. Этим способом можно вязать разные предметы гардероба – носки, варежки, джемпера и кардиганы. Сложно в изготовлении, дорого и богато. Название эта ткань получила «Безданский дамаст».

Эта технология осталась неизменной по сей день. Сегодня «Безданский дамаст» на текстильном рынке является синонимом эксклюзивного интерьера для предприятий общественного питания и домашнего обихода. На заседании Национального комитета нематериального культурного наследия, независимого органа, созданного при Министерстве культуры и информации, 13 декабря 2018 г. было принято решение о включении «Безданского дамаста» в Национальный реестр нематериального культурного наследия Республики Сербия.

Источники: Priča o damastu.  March 29, 2017 .http://plezirmagazin.net/
„Rešenje o registraciji oznake geografskog porekla «Bezdanski damast http://www.zis.gov.rs/upload/documents/pdf_sr/pdf_ogp/G%2054%20Bezdanski%20damast.pdf
„Bezdanski damast”. 1000zena.rs. Pristupljeno 22. 3. 2019. http://1000zena.rs/brend-bezdanski-damast-34

Пиротский чилим. Традиция ковроткачества  в Пироте, городе, находящемся на юге страны, неподалеку от границы с Болгарией, где некогда проходил важный караванный торговый путь между Европой и Ближним Востоком, берет свое начало в средние века. Первое документальное упоминание о пиротском ковре относится к 1644 году.По качеству выработки, красоте узоров и цветов, а также долговечности ковроткачество достигает своего расцвета в 18 веке, а в начале прошлого века во многих домах был ткацкий станок. Историки записали, что в начале 20 века из двух тысяч домохозяйств в Пироте ковроткачеством занималось 1800. Особенностью ковра является отсутствие изнанки, каждая из сторон имеет абсолютно идентичный узор. Насчитывается свыше 90 традиционных орнаментов ковра, каждый из которых имеет собственное значение и символику — от мужской силы и женской красоты до богатства и мудрости. Считается, что ткач во время работы «заряжает» ковер положительной энергией, которая способна исцелять своих владельцев и притягивать богатство.

Сегодня на станках, которым порой больше ста лет, ткут чилимы в муниципалитете Пирот всего около десятка женщин. Они делают это именно тем способом, который применялся исстари. Нужно ли говорить, что ковроткачество это нелегкий и длительный процесс. Этой работой с давних пор занимались только женщины, которые веками с помощью шерстяных ниток создавали орнамент, в котором находили свое отражение их страдания, радости, посылы и символы. Первоначально килим служил предметом обихода, а со временем превзошел причину появления и стал статусным символом: обозначал принадлежность к определенному сословию, наследие и связь с краем, где он появился.

Один историк записал: «Если бы мы выясняли, что оригинальное тот или иной народ внес в культуру, то сербский мог бы похвалиться эпическими песнями и пиротскими чилимами». Они являются характеристикой не только города Пирот, но и сербского культурного наследия в целом и одним из древнейших ремесел на этом пространстве.

Чилимы преподносились в качестве дара в редких случаях, в свое время при дворе сербских династий Обреновича и Карагеоргиевича килимы украшали салоны, а представители династий иногда при дипломатических контактах представителям зарубежных государств дарили этот ценный подарок, который был и поныне остался уникальным сувениром из Сербии. Пиротский чилим легко узнаваем, прежде всего, по орнаменту, тогда как по облику и цветам определяется время его изготовления. Чем больше возраст чилима, тем узоры на нем мельче, совершеннее и более четко расположены. Орнамент чаще всего геометрический. О его происхождении существуют различные мнения. Одни считают его аутохтонным, не исключая вероятности, что тот или иной позаимствован у азиатских чилимов.

Другие утверждают, что орнаменты сербского происхождения, что подтверждают их названия: «Зеркало», «Ящерица», «Горлица». Самыми распространенными цветами на чилимах были красный, белый и черный, а когда появились анилиновые красители, колорит стал еще более роскошным. Одним словом, креативность мастерицы, ее способность передать свой замысел, в этом деле находит свое полное проявление.

В 1886 году пиротский ковёр впервые появился на выставке в Вене. Австрийские газеты тогда восторженно писали, что узоры на нём и с лицевой, и с изнаночной стороны абсолютно одинаковы. Чилим – не просто ковёр. Он служил не только покрывалом, но и защищал дом от любой напасти. Согласно народным верованиям, ткач наделяет чилим особой энергетикой, которая способна исцелять своих владельцев и привлекать богатство. Мировую известность пиротский ковер получил в 1889 году на выставке в Париже. С 1904 по 1940 год пиротские ковры выставлялись на всемирных выставках. Уникальная технология двустороннего орнамента покорила Европу, ковер стал необычайно моден в конце XIX — первой трети ХХ века. Сегодня пиротский ковер внесен в список наследия ЮНЕСКО и является одним из самых известных сербских брендов.

Источники: Balkan kilims and weavings
Pirot rug guild «Damsko srce«, Pirot
Pirotski ćilim opet pobedio

Злакуская керамика. В период турецкого господства ремесла в Сербии развивались крайне слабо, частные мастерские были закрыты, народ из города переселялся в деревни. Как и во многих странах, где преобладала мусульманская культура, было запрещено изображать людей и животных, поэтому в украшении керамических изделий до сих пор присутствует только орнамент. Гончарство как ремесло постепенно начинало утрачивать свое значение, а изделия из металла наоборот распространялись с большей силой в те времена. Гончарное ремесло с применением ножного механического круга наиболее распространено в Сербии. Традиционно, таким видом гончарства занимались только мужчины. Наиболее важным центром керамики в Сербии считался город Пирот, хотя сейчас там нет ни одного действующего гончарного центра, занимающегося по традиционным направлениям ремесла. Остались некоторые мастера из другого гончарного центра в городе Вранье, но с каждым годом число мастеров, работающих в традициях народной керамики становится меньше. 

В северной части Сербии вообще гончарство не развивалось, вся продукция импортировалась из стран Австро-Венгерской империи. И лишь в 20-х годах XX века гончары с юга стали осваивать рынок северных городов Сербии, но им пришлось перенять некоторые традиции венгерской керамики, чтобы отвечать спросу населения. Базовые технологические процедуры для гончарства за ножным кругом были одинаковы для всех районов Сербии: добыча глины, ее обработка до работоспособной массы, обжиг и украшение в технике сграффито, роспись ангобами, рельефный декор, покрытие глазурью зеленых, коричневых и желтых оттенков.

Сейчас популярным керамическим центром для туристов и ценителей керамики является деревня Злакуса на западе страны.  Злакуская керамика — это четырехвековая техника ручного изготовления глиняной посуды на медленном маховичке (острие) и обжига на открытом огне, что является редкостью на Балканском полуострове. Эта традиция, передаваемая из поколения в поколение, сохранилась и по сей день прилежными руками жителей деревни Злакуса у подножия пещеры Потпечка в Златиборском районе Сербии. Село Злакуса находится в Златиборском округе Западной Сербии, между городами Пожега и Ужице, в 188 км от Белграда. Бывшая когда-то деревня бедных гончаров сегодня стала гончарной Столицей и символом сельского туризма Сербии.

Основным материалом для изготовления горшков Злакуски и другой глиняной посуды является обработанная глина «гниль», которую вырывают в деревне Враньяни возле Пожеги на глубине 2-8 метров. Глина смешивается с кальцитом (который добывается в соседней деревне Рупельево из шахты, возраст которой более 200 лет) в соотношении 1: 1, что позволяет производить очень большие формы керамики, затем формовать их на маховике и обжигать на открытом огне.

Сегодня  18 семейств в Злакусе активно занимаются изготовлением керамики, соблюдая старый способ изготовления, в котором единственное новое применение — это машина для дробления камня. Изготовление на ручном гончарном круге — это основной способ, которым пользуются злакуские мастера. Сосуды, изготовленные в этой технике, более совершенны по текстуре, с более тонкими стенками и с большим разнообразием форм.

Характерной чертой мастеров Злакусы является и последующее запекание изделий на открытом огне. Большинство домохозяйств Злакуса, которые активно занимаются гончарным делом, выставили на продажу свои  гончарные изделия вдоль Ибарской автомагистрали.  В Злакусе на сегодняшний  день действуют 18 гончарных хозяйств.  Ассоциация гончаров Злакуса (Удружење лончара Злакуса)  была основана в 2006 году, а  Злакусская гончарная ассоциация (Удружење Злакушка грнчарија) основана в 2011 году. Они  были созданы с целью  объединить мастеров и организовать производство традиционной керамики. Члены ассоциации происходят из семей, в которых ремесло передается из поколения в поколение в семьях:

  • Домаћинство Тешић Драгана
  • Домаћинство Тешић Жарка и Дарка
  • Домаћинство Никитовић Милића
  • Домаћинство Никитовић Милојка
  • Домаћинство Тешић Јовице
  • Домаћинство Лазић Милете
  • Домаћинство Шуњеварић Васа
  • Домаћинство Шуњеварић Светозара
  • Домаћинство Шуњеварић Веселина
  • Домаћинство Шуњеварић Велимира
  • Домаћинство Савић Милана
  • Домаћинство Шуњеварић Павла
  • Домаћинство Шуњеварић Петра
  • Домаћинство Никитовић Драгослава – Бибиле
  • Домаћинство Сарван Борка
  • Домаћинство Никитовић Зорана
  • Домаћинство Шуњеварић Драгице
  • Домаћинство Клопановић Дарка

Источники :
Злакуса.
Злакуса пред вратима Унеска („Политика”, 13. јануар 2019)
Биљана Ђорђевић. Три лица традиционалне керамичке производње у Србији 

Материал подготовили Тюриков Сергей и Соколова Вера.