«Парад»

Седьмой фильм режиссёра Срджана Драгоевича «Парад» («Парада») вышел на сербские экраны 31 октября 2011 года. За три недели его посмотрело больше 150 тысяч зрителей, а в Дубровнике картину вскоре официально запретили — по просьбе католической церкви.

Срджан Драгоевич — легенда сербского кино. Достаточно вспомнить его фильмы «Красивые сёла красиво горят», «Мы не ангелы», «Святой Георгий убивает змея»… Идея снять историю о крахе стереотипов пришла к нему в 2003 году. Ещё пять лет потребовалось, чтобы началась работа над сценарием.

«Это не просто фильм о геях и стрейтах, а рассказ о людях, которые могут найти общий язык, не зависимо от своей веры или национальности,» — сказал режиссёр в одном из интервью.

Съёмки начались в Белграде как раз во время прохождения очередного «парада гордости». Затем интернациональная группа работала в Македонии и Хорватии. К большому удивлению Драгоевича, всё шло на удивление гладко — практически никаких проблем или козней. А после премьеры даже значительно сократились негативные выпады против режиссёра на интернет-форумах.

«Парад» вызвал большой интерес во всех республиках бывшей СФРЮ. Не обошлось и без провокаций. Так большой шум поднялся вокруг… хорватских субтитров. Понимая, что это не тот вопрос, вокруг которого стоит ломать копья, режиссёр легко на них согласился, чем вызвал огромное недовольство на родине.

«Вопрос о субтитрах породил множество афёр, мало кто написал правду о моём интервью «Свободной Далмации». Этот перевод был не моим личным желанием, а выполнением требований закона о хорватском языке. Я сказал, что очень доволен, потому как хорватские субтитры, безусловно, придадут комедии больше блеска и откроют зрителям новые горизонты. Конечно, это была ирония, но её у нас редко понимают.»

Вообще, предложить на суд Балкан такую провокационную картину — это своеобразный режиссёрский подвиг. Драгоевич мастерски высмеивает основные местные стереотипы. Его работа — это не просто анекдот на тему «собрались как-то серб, хорват, босанец и косовский албанец геев защищать». У Драгоевича парад пид-в охраняют четник, усташ, балия и шиптар. При этом все они — друзья, которые «нашли друг друга» на той самой Югославской войне девяностых.

Дальше — больше. Знакомство с Радмило приводит Лимона к мысли, что геи — нормальные люди и тоже могут быть настоящими мужиками. Ведь, в его понимании, мужик — это тот, кто «готов ради кого-то или чего-то рисковать жизнью, только это имеет значение». А ярлык — всего лишь ментальная бумажка, часто навешиваемая бездумно. Особенно ясно это понимаешь, когда шиптар Азем (Тони Михайловски) раздаёт перед парадом биты членам этой «великолепной семёрки»: «Лимон, балия, усташа, п-р Радмило…»

Итак…
Мишко по прозвищу Лимон (Никола Койо), вдоволь повоевавший во время последней Югославской войны и хорошо знакомый криминальной полиции Западной Европы, решает жениться. Но на свадьбу мечты для его любимой Бисерки денег не хватает. Череда обстоятельств знакомит его с Радмило (Милош Самолов). Они заключают договор: Лимон собирает команду, которая будет охранять участников гей-парада, а партнёр Радмило Мирко (Горан Евтич) устраивает ему шикарную свадьбу бесплатно. Поскольку охранять «пид-в» никто из белградских друзей Лимона не желает, ему приходится отправляться в дорогу и собирать «старую гвардию» — хорвата, боснийца, косовского албанца…

Посмотреть фильм можно здесь.