И снова кафана

Момо Капор. Книга жалоб. «Вино меня прежде всего радует. Я люблю его терпкий вкус, запотелость бутылки со слезой на холодном стекле; обожаю первый долгий глоток, скользящий по пищеводу, с удовольствием предвкушаю легкое головокружение, которое наступит через несколько секунд; люблю священный ритуал поцелуя двух наполненных бокалов, их хрустально-чистый звук (чин-чин!), предаюсь блаженному состоянию, когда всё становится возможным, все женщины – красавицы и все люди добры с умны… И, наконец, чем кроме вина я могу порадовать себя в любое время дня и ночи? Любовью? Путешествиями? Успехом? Почему я пью? Да потому».

Если в кафане нет живой музыки, то это уже не кафана. Всякая уважающая себя кафана в своём «меню» обязательно имеет живую музыку. Почти каждая сербская песня, исполняемая в кафане, как правило о трёх вещах – о выпивке, о женщинах и несчастной любви. Песни очень похожи друг на друга – женщина его оставила, поэтому он пьёт. Но при всём своём однообразии они чрезвычайно популярны. Для русского человека не совсем понятно, что стоит во главе угла: посетители кафаны пьют, чтобы слушать кафанские песни, или их слушают, чтобы пить, но во всяком случае время проходит весело и хорошо. Ради справедливости надо отметить, что не всем посетителям кафаны нравятся кафанские песни. Но они приходят, сидят и слушают.

Сегодняшние кафаны переживают возрождение, привлекая молодых сербов, которым надоела клубная клубная тусовка. Многие сербы начинают вместо «Хайнекена» и текилы проводить время с местным пивом «Jeлен» и ракией и – и танцевать под живую музыку. Кафаны стали насколько популярны, что столики в них, особенно в «австро-венгерском районе», в Земуне, приходиться заказывать заранее, за несколько дней вперёд.

Самая известная и востребованная песня современной сербской кафаны – это песня популярного певца югославской эстрады 70-х—90-х годов Томы Здравковича «Kafana je moja sudbina » (1990г.). Она сегодня стала неформальным гимном сербской кафаны. Её поют всегда и везде, а её слова разобрали на цитаты. (Если попытаться найти российский аналог популярной кабацкой песни, то первое, что приходит на ум, это «Дым сигарет с ментолом» (1996г.) известной в 90-е годы группы «Нэнси». По своему содержанию, она подошла бы к основной массе сербских кафанских песен. Вспоминается, как в наших ресторанах её заказывали мужчины средних лет в изрядном подпитии. Но отличие в том, что её сейчас практически не исполняют, а «Kafana je moja sudbina» популярна и сейчас).