Советские туристы в Югославии

До сегодняшнего дня многие с ностальгией вспоминают безвозвратно ушедшие советские времена, одним из приятных атрибутов которых были путевки в санатории и пансионаты, турбазы, лагеря и иные места, где можно было и здоровье поправить, и просто отдохнуть на свой вкус, стать участником лодочного или лыжного похода либо отправиться в увлекательное путешествие по просторам необъятного Союза. А если повезет, то и заглянуть за опоясывающий его железный занавес.

«Рожденные в СССР» хорошо помнят популярность туристических поездок в Югославию. К братьям-славянам отправлялись за солнцем и морем, которых в нашей северной стране было не так уж и много, за сапогами и куртками, за хорошим вином и вкусной едой.  К тому же она выглядела «самой заграничной» из доступных. В начале восьмидесятых годов курортный отдых в Югославии достиг своего расцвета. Строились приморские отели и бальнеологические центры. Факультеты выпускали сотнями специалистов для сферы туризма.

До середины 1950-х годов советских туристов в Югославии (и югославских туристов в СССР) практически не было. Это было связано не только с советско-югославским конфликтом, но и с тем, что въездной и выездной туризм в первые послевоенные годы в СССР фактически не существовал. В это время советский «Интурист» обслуживал лишь иностранные делегации и пассажиров, которые следовали транзитом через СССР. В середине 50-х  годов в СССР начал  зарождаться выездной туризм. В 1956 году в Югославии побывало 652 советских туриста, а в 1980-е годы сюда ежегодно из СССР в среднем  отправлялось 67,2 тыс. чел., тогда как в Венгрию — 112,3 тыс., в Болгарию — 247,9 тыс. чел.

Трудящимся для начала предлагалось (точнее, разрешалось) посетить страну из числа так называемых стран народной демократии. Чаще всего это была Болгария. Помните: «Курица — не птица, Болгария — не заграница» (слова народные)? Повыше котировались ГДР и Венгрия. На пределе возможного стояла Югославия — некое наполовину наше, наполовину не наше, то ли демократическое, то ли капиталистическое государство (сочетание того и другого в одном флаконе считалось в СССР невозможным).

Югославия, по советским меркам, являлась очень развитой страной. Здесь был самый высокий уровень жизни среди соцстран, не считая ГДР. В России старшее поколение ещё может помнить, что поездка в Югославию почти приравнивалась к поездке в капиталистическую страну. Потом в начале 90-х годов были война, экономический спад и безработица.  Поэтому многие люди к социалистическому прошлому до сих пор относятся нормально и даже с ностальгией. Понятно, что социализм вспоминают теплее в Боснии, Сербии, Македонии, живущих  сегодня значительно беднее, а в более удачливых Словении и Хорватии, получавших и во времена СФРЮ огромные доходы и от морского туризма, и от промышленных предприятий, к нему скорее относятся негативно.

Желающим побывать в капиталистических странах и Югославии уделялось особое внимание. Для них была разработана специальная анкета, в которой перечислялись все родственники будущего туриста (живущие и умершие), а рекомендующие инстанции должны были более тщательно рассматривать «политическую зрелость, моральную устойчивость и поведение в быту». Нужно было представить справку о состоянии здоровья и характеристику, подписанную так называемым «треугольником» (начальник, парторг, профорг), а для молодежи — еще и комсоргом, с неизменными словами «морально устойчив, политически грамотен». После этого претенденту открывалась дорога… нет, еще не за границу, а на райкомовскую комиссию, где его поджидали 34 большевика ленинского призыва. Их задачей было выяснить уровень познаний будущего туриста по части партийных съездов за последние лет 30 и задать каверзный вопрос: «А чего Вы, собственно, не видели в этой загранице?» Таким тернистым был путь советского туриста за рубеж, зато путевка (если ее все же удавалось заполучить) была относительно недорогой.

Особо удачливым передовикам производства, а также тем, кто стоял поближе к профсоюзным боссам (некоторые из которых мнили себя «королями»), доставались даже путевки на морские круизы по Средиземноморью. Еще в 1957 году «Интурист» арендовал два судна — «Победа» и «Грузия» — для путешествий вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Полная стоимость круиза (600-800 рублей в зависимости от класса каюты) в большой степени донировалась профсоюзом. Кстати, «Победа» стала прототипом киношного теплохода «Михаил Светлов», на котором вез свой драгоценный загипсованный груз Семен Семеныч Горбунков — главный герой «Бриллиантовой руки».

Владимир Высоцкий. «Я вчера закончил ковку, и два плана залудил , и в загранкомандировку от завода угодил.
Копоть, сажу смыл под душем, съел холодного язя, и инструкцию прослушал, что там можно, что нельзя.
Видеоряд из  советской кинокомедии «Бриллиантовая рука».

Но вот уже документы собрали, к идеологическим проискам врага подготовились, остался вопрос сугубо материальный — валюта. На то время существовали строгие нормы обмена валют для граждан СССР, выезжающих за рубеж. Советским туристам разрешалось обменять на валюту всего 27, а после 1964 года — 30 рублей.  В начале 80-х годов в соцстраны меняли 200 рублей, в капстраны — значительно меньше. И хотя при перечислении государств, «вставших на путь социалистического развития», Югославия всегда числилась среди «наших», как только доходило дело до денег, ее записывали во вражеский лагерь. При поездке в Югославию меняли всего 50 рублей. Пусть и по курсу 60 копеек за доллар, но ведь это была сумма на две недели. Всего 80 долларов на курорте в стране, где уже тогда цены были значительно выше, чем в СССР! Этого едва хватало на мелкие расходы и недорогие сувениры. Смельчаки прятали дополнительные деньги в записных книжках или за подкладкой одежды — вполне в духе того времени.

Согласно таможенным правилам, турист имел право вывезти за пределы СССР один радиоприемник, один фотоаппарат, один проигрыватель, два музыкальных инструмента, двое часов, сувениры, 10 метров ткани, 3 штуки шерстяных изделий, одно золотое кольцо, одну брошку золотую, один браслет золотой, одни очки в золотой оправе и не свыше 400 грамм изделий из серебра. Советские туристы брали в путешествие эти вещи для продажи, чтобы компенсировать этим отсутствие иностранной валюты. «Руссо туристо» отправлялись в вояж, нагруженные водкой, утюгами, часами, биноклями и прочей утварью, которую потом продавали на местных базарах.

 

Остановка перед Дубровником. Середина 70-х годов.                           Кафана в Сплите на Центральном рынке. 1981 год.

На вырученные деньги, прежде всего, старались купить косметику, одежду или обувь — как себе, так и на перепродажу. Сбыв одну пару джинсов, можно было окупить всю поездку. особенно ценились югославские дублёнки и женские сапоги, которые котировались среди советских гражданок по качеству и модельному ряду ничуть не ниже финских или французских. Но везли не только модные наряды, если у туриста было хобби — он искал коллекционные или дефицитные вещи. В Югославии, например, вопреки запретам покупали мохер. Чтобы провести модную пряжу советские предприимчивые туристки брали с собой спицы и за время морского путешествия вязали шали, накидки и даже одеяла. По прибытию домой вязку распускали, а нитки распрямляли с помощью пара. Так советские туристы с помощью смекалки обходили многие правила и запреты.

О том, что показывали советским туристам в Югославии, можно судить по 15-ти дневному туру по 8 городам южного маршрута в СФРЮ (1962 год), который предусматривал 3-х дневное пребывание в Белграде с осмотром памятника Неизвестному герою, посещением  промышленных и сельскохозяйственных предприятий и кооперативов, визитом в Печскую патриархию в Косово и македонский монастырь Святого Наума. Наиболее популярными городами были Сплит, Дубровник, Сараево, Белград, Скопье.

 

Сплит. Набережная. 80-е годы.   Ну и что сказал бы  неподготовленный советский турист, увидев вот такую картину?

Первое, что сразу бросалось нашим туристам в глаза- это очень раннее начало рабочего дня. В 5 часов утра по свежевымытым улицам уже снуют красные, синие, белые, перламутровые «форды», «ситроены», «мерседесы», «заставы», стучат каблучками девушки, степенно шагают мужчины с портфелями. Все спешат на работу. Трудовой день на промышленных предприятиях начинается в 6 утра, у служащих в 6.30. Заканчивается соответственно в 14 и 14.30.  В Югославии была высокая эффективность хозяйствования агропромышленных комбинатов и других общественных хозяйств. Об этом, в частности, свидетельствует такой факт: хотя в их руках было сосредоточено всего 17,4% обрабатываемой земли, они давали в 80-е годы 51% закупаемой сельскохозяйственной продукции. В магазинах в кредит продавали тракторы, комбайны, сенокосилки. Выращивали крестьяне все, что было более выгодно, без всяких указаний и команд сверху. Большинство населения жило  в городах. Паспортного режима, как мы его привыкли понимать,  здесь не существовало: устроишься на работу, найдешь жилье — хорошо, нет — обижаться не на кого.

Советских туристов в Югославии поражали не только памятники Белграда, католические соборы Любляны, мечети Сараево, изумительное по красоте Адриатическое побережье с роскошными отелями и комфортабельными пляжами, но и магазины. Здесь было все: от тетрадей до сверкающих автомобилей, от картошки до видеомагнитофонов. Нет одного — очередей. Вежливые, доброжелательные продавцы так не походили на наших девушек из ГУМа или «Гостиного двора», хотя советские внешне были так же молоды и привлекательны.

Дубровник, начало 70-х годов.                                                                              Сараево, конец 60-х годов

Югославы и на внутренний рынок поставляли столь же качественные и красивые изделия, что и на экспорт. Дело в том, что большинство югославских предприятий не жалело средств на периодическую модернизацию оборудования, на новые, преимущественно западные, технологии. Здесь чутко реагировали на колебания моды и быстро перестраивались. Словом, как работаешь, как торгуешь, так и живешь.

Многочисленные газетные киоски свободно торговали западной прессой, причем и эротического содержания, да и сама Югославия выпускает подобные журналы. В кинотеатрах шли секс- и порнофильмы, основными зрителями которых, кстати, были подростки, солдаты и советские туристы. В отдельных районах страны смотрели телепередачи из Италии и Австрии. В социалистической Югославии действовали стриптиз-клубы и некоторые, особо бесстрашные наши туристы без разрешения руководителя группы в них проникали.
Естественно, отдых значительной части наших отдыхающих проходил на базарах.  Надо было продать привезенные с собой культтовары и затариться дефицитом, ведь следующей такой возможности придется ждать многие годы, если не десятилетия. Поехать за границу и не привезти оттуда дефицитного товара — это нонсенс!

Мостар. Босния и Герцеговина.  Середина 70-х годов.

Цены в магазинах Югославии могли меняться несколько раз в день: утром, скажем, килограмм клубники стоит дороже, чем днем, а к вечеру она дешевле вдвое. Продавцы знали, что ее надо продать сегодня, иначе завтра придется выбросить. Словом, цены зависят от конъюнктуры. Так что привозили с собой советские туристы домой в основном нематериальное — впечатления и еще раз впечатления. Но вот что удивительно. Приезжали, полные радостных эмоций, рассказывали взахлеб, восхищались. Но не возникало даже малюсенькой, даже теоретической мысли о том, что хорошо было бы жить там всегда. Да, интересно там у них, и то есть, и это, у нас нет такого, но будет же, обязательно будет!

Сейчас это звучит странно, но в период оттепели так и правда было. Искренне верили, что хоть у них там всего и много, и колбасы пятьдесят сортов, но жизнь-то все равно лучше у нас. А колбаса никуда от нас не денется! Как мы видим сегодня, надежды, связанные с грядущим изобилием, оправдались, только теперь это почему-то не так уж и радует.

Сейчас принято считать, что советские люди были жертвами официальной пропаганды. В каком-то смысле — конечно. Но это только часть правды. Во всяком случае, в 60-х годах присутствовало органическое ощущение оптимизма и искренней веры в светлое будущее, как ни смешно звучит это в наши дни. Позже, в 70-80-е такое чувство исчезло. А жаль! Но это уже совсем другая история.

Из материала «Югославия-1989: Страна, которой нет. Земля и море, которые будут всегда». Автор Константин Исааков. Опубликовано в интернете в 2009г.

Прилетели мы с утра в Белград. На прогулку по городу – всего часа 2 (потом в Сараево, но в Белград мы ещё вернёмся – в последние 2 дня). Зашёл на местный рынок. Всё есть… но с многочисленными нулями (помидоры: 20.000 динаров за кило). Люди не толкаются! На улицах все одеты неброско. Ярко одевают только детей. Но лица… выражение лиц – не загнанное! Похоже, все довольны жизнью. А что? Да, цены растут, но и зарплаты тут постоянно индексируются. Проезд на общественном транспорте стоит символических денег.

 —Белград – типичная столица, с широкими проспектами, разностилевыми витринами богатых (по крайней мере, на вид) магазинов. На последних остановлюсь. В продовольственных всё есть! Уйма баночек, коробочек, бутылочек, красиво упакованных, с подчас совсем не знакомыми продуктами. Колбасы, копчености – глаза разбегаются. На фруктовых прилавках – ананасы, кокосы (извините, это я, тогдашний, восхищаюсь.)    Спиртное – до сотни видов. И всё это очень дорого – не для белградца, а для меня.
С промтоварами – сложнее. В избытке – очень дорогие вещи. Кожаные куртки, например, за 3-4 миллиона динаров (80-100 рублей), меха, радиотехника, мебель. Гарнитур, который очень подошёл бы в мою новую квартиру, стоит примерно 8 миллионов динаров (в районе 200 рублей). Посуда, парфюмерия, сантехника – всё красиво и всё дорого. А вещи поскромнее, которые мне по карману, из мужской одежды, например, трудно подобрать — выбор невелик.
Что до обращения в магазинах, то оно меня первое время шокировало. Войдёшь – к тебе тут же подбегает продавец со словами «Извольте!» (то бишь «Чего желаете?»). Поначалу шарахался, потом привык тренированно улыбаться в ответ. Понятие «очередь» здесь просто отсутствует.

    Белград. Балканская улица, начало 70-х годов.

 

Белград. Зелени Венац, ресторан «Белый город».                         Белград. Площадь Ресублики, кинотеатр Ядран. Середина 70-х годов.

Шибеник – небольшой курорт со следами средневековья. Раскрепощенность полная… постепенно чувство советской униженности (оно же «чувство законной гордости» за что-то там) сходит на нет. К чему это я? Да так… к чему-то. Самое большое удивление – на обычном пляже множество девушек и даже довольно взрослых женщин, загорающих без бюстгальтера (слово «топлесс» тогда нам было ещё неизвестно). Но мужик рядом – непременное «приложение». До чего же красив Шибеник! Чем-то напоминает Таллин, помноженный на Италию. Далматинцы (так называют местное население, а не только породу собак), оказывается, замечательные архитекторы. Это они из своего белого камня строили Венецию. На каждом, даже само небогатом палаццо – фамильный герб или просто барельеф. А какая резьба по камню на стенах местного Кафедрального собора! И снаружи, и внутри. Её выполнял здешний мастер Юри Далматинец с учениками.

 

Сплит, 70-е годы.                                                                                                                   Сплит, начало 80-х годов.

 Сплит – это порт! Самый настоящий! С зеленеющими набережными. С шумными базарчиками ширпотреба. С красавцами-матросами, ведущими куда-то «далеко-далеко» местных жгучих красоток. (И уводят ведь!). Но и это – лишь набросок к Красоте. По сравнению с городом-легендой – Дубровником. Говорят, Бернард Шоу, побывав в нём, глубокомысленно обронил: «Если есть рай на земле, то он тут». Охотно верю, поскольку с реальным раем не сравнивал. Описывать это сложно… слов не подберёшь: да, изрезанные заливчиками берега, да, яхты всех цветов и народов, да, средневековые крепостные валы, да, романские замки, перемежающиеся славянскими домиками. Вы что-нибудь представили? Боюсь, что нет… По крайней мере, далеко не всё. До завоевания опять же Наполеоном это был свободный город-республика. Когда-то левую его сторону населяли славяне, правую – римляне. Канал, пролегавший в середине, со временем замостили, сделав из него общую центральную улицу. Очень своеобычна левая, славянская сторона – она вся из перпендикулярных к центральной улице улочек-лестниц, непрерывных, в несколько сот ступенек; а по бокам каждой лестницы – жилые домики с фикусами и пальмами у входов. Тут же жарят и продают свежую рыбу: столики расставлены врассыпную меж домами.

 Завтра – поезд в Москву. С утра же нас повезут (зачем-то) на фармацевтическую фабрику «Галеника». Заключительной части и выводов из этого дневника не будет. Скажу только: такое надо позволять себе каждый год. Иначе – как жить?

Полноценное развитие зарубежного (выездного) туризма в СССР стало возможным лишь с середины 1950-х гг., после изменения общественно-политического климата в стране и начала периода «оттепели». И одним из первых мероприятий советской власти в этом направлении стал круизный рейс вокруг Европы на теплоходе «Победа», осуществленный в июне 1956 г. Участниками 25-дневного круиза стало 423 человека. Начальным пунктом маршрута была Одесса, конечным — Ленинград. Программа путешествия включала в себя посещение Болгарии, Греции, Италии, Франции, Нидерландов, Швеции
Наиболее распространенные круизные путешествия советских туристов за рубеж во второй половине 1950-х-1980-х гг. В последующие десятилетия «Интуристом» были разработаны новые маршруты, путевки на которые реализовывались советским гражданам через профсоюзные организации. Посещение Югославии входило в «Дунайский круиз».
1-й вариант: Румыния — Болгария — СФРЮ.
2-й вариант: Румыния — Болгария — СФРЮ — Чехословакия — Венгрия — Австрия.

Монополист на советском туристическом рынке «Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан — на зарубежные курорты. Попасть в Югославию можно было несколькими путями. Самолётами «Аэрофлота» в одну из столиц союзных республик, а также морским или речным путём в международные порты Югославии, причём только исключительно в составе организованной группы. В целях рекламы туристских поездок в Советский Союз «Интурист» издавал туристские проспекты, буклеты, плакаты, рекламные туристические фильмы, проводил рекламу по радио и телевидению, а также и через советскую и иностранную прессу. Интерес «Интуриста» к организации круизных туров для граждан СССР основывался на нескольких явных преимуществах такого рода путешествий. Во-первых, это было выгодно экономически, поскольку при совершении вояжа на советском судне можно было существенно сократить валютные расходы на транспортное обслуживание, размещение и питание туристов во время пребывания за рубежом. Во-вторых, нахождение туристов продолжительное время на борту судна облегчало контроль над их действиями, позволяло дольше удерживать их в советском информационно-пропагандистском поле.
Однако в последующие десятилетия зарубежные круизы получили в СССР достаточно широкое распространение. При этом круизные рейсы к берегам развивающихся стран Африки и Азии являлись одним из инструментов советской народной дипломатии.

 

Советские туристы направляются к братской могиле советских и югославских воинов. Город Горный Милановац.  1963 год.                                                                  Туристы из СССР на палубе теплохода, плывущего по Дунаю. Начало 70-х годов.

Советское Дунайское пароходство в 80-е годы представляло собой крупное комплексное предприятие, только транспортный флот которого насчитывал более 1000 единиц дедвейтом около 1 млн. тонн. СДП обеспечивало перевозки внешнеторговых грузов страны, грузов иностранных владельцев в бассейне реки Дунай, а также на порты Черного, Средиземного, Красного морей Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Европы.
Ежегодный объем перевозок составлял 11,5 – 12 млн. тонн. Суда пароходства ежегодно посещали более 150 портов различных стран мира. Пассажирские морские и речные суда осуществляли перевозки советских и иностранных туристов. Большой популярностью пользовалась пассажирская туристическая линия «От Альп до Черного моря», впервые в системе морского флота СССР доказавшая рентабельность пассажирских перевозок. Эту линию обслуживали речные теплоходы «Амур», «Дунай» и морские «Белинский», «Осетия». С продолжением маршрута до порта Стамбул (Турция) на линию встали современные комфортабельные суда: «Волга», «Днепр», «Украина», «Молдавия», и морской теплоход «Айвазовский».

В 2016 году вышла монография. И.Д. Орлов и А.Д. Попов.» Сквозь «железный занавес».  Руссо туристо: советский выездной туризм. 1955-1991″. В книге опубликованы постановления советского правительства, инструкции для советских туристов,  таблицы,  графики, материалы из советской прессы и много другой справочной информации, характеризующие особенности советского выездного (зарубежного) туризма 1955–1991 гг. Во всём многообразии представленных документов явно бросается в глаза отчёты руководителей туристических групп, которые можно «классифицировать» по словам песни Владимира Высоцкого: «А потусторонних связей чтобы – ни-ни-ни!» «Опасайся пуще сглаза ты внебрачных связей там» «Если темы там возникнут – сразу снять, бить не нужно, а не вникнут – разъяснять!» «Будут с водкою дебаты, отвечай: “Нет, ребята-демократы, – только чай!”».
«Во время круизной поездки группы туристов из Ленинграда в Чехословакию, Австрию, Венгрию, Югославию, Болгарию и Румынию на теплоходе «Дунай» в октябре 1964 г. турист В., после неоднократных отказов отпустить группу из пяти человек на ночную прогулку в Вене и Праге, в Будапеште обманом получил разрешение у директора круиза Н.М. Шевлякова один час погулять по пирсу. Но вернулись пять туристов (2 мужчин и 3 женщины) на корабль только в 3 часа ночи. При разбирательстве выяснилось, что провинившиеся туристы интересовались у членов команды теплохода, где найти «бары с танцами в голом виде». Несмотря на запрет приглашать посторонних лиц на корабль, у одной из туристок дважды был в каюте югослав».
«Во время пребывания летом 1961 г. в Югославии мастер Ивановского меланжевого комбината С., по утверждению руководителя группы, пил постоянно. Он и еще один турист из группы, Ш., быстро заводили знакомства с иностранцами и посещали городские рестораны. На прощальном ужине С. напился, выражался нецензурно и попытался учинить драку с одним из польских туристов. А после этого ночью отправился купаться в море, заявив, что ему в этом деле даже Хрущев не указ».
«Инженер-нормировщик Д. из г. Станислава (с 1962 г. – Ивано-Франковск), выезжавшая в июне 1960 г. в Югославию, вечера проводила в баре с гидом Повеличем, а в Дубровнике уехала с югославом на остров «собирать ракушки». В Югославии в июне 1962 г., несмотря на предупреждение советского консула, инженер из Ленинграда С. стала сближаться с югославским гидом и стремилась уединиться с ним, сначала открыто, а затем, после нескольких предупреждений о необходимости бдить, – «подпольно» .
Прочитав эти опусы, можно сказать что «Было бы так смешно, если бы не было так грустно».

 

Корабль «Барба Руде», на котором находился первый в Югославии в 60-70-егоды  ночной клуб-ресторан со стриптизом. Швартовался в Риеке.
Нашим туристам туда попасть туда было очень даже проблематично. А может кто-нибудь и пробрался.

Завершая повествование о феномене советского выездного туризма, можно вспомнить сентенцию известного советского литературного героя Остапа Бендера: «Заграница – это миф о загробной жизни. Кто туда попадет, тот не возвращается». В определенном смысле это высказывание касалось эмигрантов из Советской России и СССР, а также достаточно редких случаев с невозвращенцами. Но для миллионов граждан Страны Советов, выезжавших за рубеж по каналам туризма в 1955–1991 гг., возвращение на родину было быстрым и неотвратимым. Однако посещение заграницы, будь то братская страна «соцлагеря» или мир «загнивающего капитализма», не проходило для них бесследно. Результаты поездки проявлялись на материально-бытовом (пользование привезенными вещами импортного производства), социально-коммуникативном (рассказ о впечатлениях в формальной и неформальной обстановке), а также мировоззренческом уровне (эмоциональные оценки и выводы о жизни «у них» и «у нас», причем не обязательно в пользу заграницы). Для кого-то последствия поездки выражались в радости новых открытий и знакомств, а для кого-то – в горе разочарования социалистическим строем и разрушении советских стереотипов. Однако такая поляризация впечатлений зависела от многих факторов – организатора поездки, маршрута и программы, состава группы, личностных особенностей туристов и даже от случайного стечения обстоятельств. В целом можно лишь порадоваться, что благодаря либерализации середины 1950-х годов у миллионов советских граждан, вошедших в историю под собирательным названием «руссо туристо», появилась реальная возможность «один раз увидеть», а не «сто раз услышать» о том, что же на самом деле происходило за пределами их родной страны.

Литература. «Страны экс-Югославии объединились под знаменами туризма». Московский комсомолец. 05.03.2014
«Глазами туриста и страноведа. По Югославии». Еженедельник «Аргументы и Факты» № 29 16/07/1988г.
Попов А.Д.  «Зарубежные круизы для советских туристов: из истории транспортного туризма в СССР». Современные проблемы сервиса и туризма». — 2010. — №1. — С.24-31. Монография. И.Д. Орлов. А.Д. Попов. Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм. 1955-1991. Издательство Высшая Школа Экономики (ВШЭ). 2016 год.

Сергей Тюриков.