Есть только «МиГ» между прошлым и будущим

Наверное, мало в нашей стране людей, которые бы не знали, что стоит за этими тремя буквами—МиГ. То же самое можно сказать и о Югославии. АО «РСК „МиГ“—российская авиастроительная компания, предприятие полного цикла, объединяющее в себе все аспекты конструирования, изготовления, реализации, поддержания и ремонта самолётов марки «МиГ».

МиГ 21. В начале 60-х состоялось примирение Тито с руководством СССР. С этого момента ВВС Югославии вновь стали ориентироваться на использование советской техники. До своего распада СССР оставался для Югославии основным поставщиком авиационной техники: на долю советских самолетов и вертолетов, состоявших на вооружении в Югославии, за период с 1945 по 1992 г.г. приходится 26%. На десятилетия истребители МиГ-21 стали главными защитниками югославского неба. Традиционно новейшую технику получал 204-й истребительный авиационный полк, который дислоцировался на авиабазе Батайница под Белградом.

Особое место в истории ВВС Югославии занимает принятие на вооружение истребителя-перехватчика МиГ-21, на котором (МиГ-21 Ф-13) 17 июля 1962 г., во время переучивания в СССР, Стеван Мандич стал первым югославским летчиком, превысившим скорость звука в два раза. Всего до 1986 г. Югославия получила 261 МиГ-21 девяти модификаций и трех подмодификаций. МиГ-21 МФ совершали боевые вылеты во время гражданской войны 1992 г.—1994г. на территории распадавшейся Югославии.

МиГ 23. В Югославии еще в 1970-е гг. задумались о приобретении нового советского истребителя, который не заменил бы, а дополнил МиГ-21. За покупку МиГ-23МЛ выступал союзный секретарь по вопросам обороны генерал армии Никола Любичич, большой почитатель истребителей «МиГ». С другой стороны, руководители, представлявшие западные республики Югославии ( Хорватия и Словения), выступали категорически против увеличения расходов на закупку новой техники для ЮНА. Для словенской и хорватской элиты югославская армия являлась «драконом, пожиравшим федеральный бюджет». В результате подковёрных игр генерала Любичича в «сотрудничестве с русскими»и руководство Югославии отказалось от покупки МиГ-23.

И все же МиГ-23 оставил след, хотя бы символичный, в истории РВ и ПВО Югославии. В конце 1980-х гг. наибольший доход Югославия получала от военного и строительного сотрудничества с Ираком. Был подписан договор между Югославией и Ираком о ремонте МиГ-23МЛ на авиаремонтном завоее «З маj» в Великой Горице.МиГ 29. В области технического оснащения ВВС и ПВО Югославии достигли своего пика в 80-е годы, когда на вооружение поступили суперсовременные истребители МиГ-29. МиГ-29 и спустя 25 лет остаются на вооружении ВВС и ПВО Сербии.

Югославия стала первой европейской страной, получившей на вооружение истребители МиГ-29. В 1986 г. был подписан контракт на поставку 14 истребителей МиГ-29 и двух спарок МиГ-29УБ. Впервые югославские МиГи были публично показаны на авиабазе Батайница 15 мая 1988 г. МиГ-29 поступили на вооружении 127-й эскадрильи «Витязи» 204-го ИАП. В СМИ проходила информация о том, что Югославия собиралась закупить еще 16 истребителей МиГ-29, однако поставкам самолетов второй партии помешал развал СФРЮ.

МиГ-29 в 1999 году принимали участие в отражении агрессии НАТО, на стороне которой воевали такие самолеты, как «Торнадо», «Миражи», F-16 и «невидимка» F-117. Согласно официальному сайту Министерства обороны Сербии, Небош Дуканович, являвшийся в 1999 году командиром 127-й авиаэскадрильи, подтвердил потерю шести МиГ-29 в воздушных боях. По официальной информации НАТО, за первые 20 дней войны в Европе Югославия потеряла свыше 60 самолетов, включая 20 МиГ-29. А ведь их всего закупили 14!

В октябре 2017 года Россия в качестве военно-технической помощи безвозмездно передала Сербии шесть истребителей МиГ-29. В апреле 2018 года Белоруссия передала Сербии в рамках военно-технической помощи четыре истребителя МиГ-29, которые будут модернизированы по той же модели, как и в случае с передачей шести самолетов Россией.

Белград в свое время пытался договориться с Москвой о лицензионном производстве МиГов и двигателей для них, но Советский Союз на организацию лицензионного производства новейших на тот момент истребителей в стране, которая еще недавно считалась вражеской, не пошел. Видимо, Югославия тоже не особенно настаивала, не желая раньше времени рвать связи с Западом.

Югославия могла бы стать первой страной за пределами СССР, на вооружение которой в 1989 году попали бы истребители Су-27. К сожалению, руководство ВВС страны и персонально генерал Антон Тус приняли решение о том, что Су-27 слишком большой самолет для такой маленькой страны, как СФРЮ. Было принято решение, что МиГ-29Б при наведении с земли может стать лучшим ответом истребителям НАТО. Лишь осенью 1996 года после отмены эмбарго на поставку вооружений Россия предложила Югославии вернуться к этому вопросу и поставить 20 истребителей в счет долга бывшей СФРЮ. Но время было упущено, поскольку страна с ослабленной в результате боевых действий экономикой больше нуждалась в сырье и гражданской продукции.