С Никольданом!

В Сербии существует поговорка: на Святого Николу половина сербов славит, а вторая идёт на Славу.  И это не пустые слова: Никольдан –  праздник с самой долгой традицией  и особыми обычаями. Он является «кровной» Славой сербской Патриархии. Даже в школах с 18 по 20 декабря часто сокращают уроки, а девятнадцатого числа с пониманием относятся к отсутствию в классе довольно большого числа учеников.

Никола – одно из самых популярных в Сербии мужских имён, есть у него и женское производное – Николина. Больше половины всех храмов страны посвящены именно этому святому. Он считается покровителем детей, матросов, рыбаков, торговцев, ложнообвинённых, раскаявшихся воров, фармацевтов, стрелков из лука и служителей ломбардов.
Св. Никола из Бари 1.jpg

Николай  Угодник (270 – 345 гг) был епископом  ликийского города Мира, ныне провинциального  турецкого городка Демре. Происходил он из богатой семьи города Патары. Родители будущего святого рано умерли от чумы, оставив ему огромное по тем временам состояние. Став христианином, Николай первоначально проповедовал тайно, но с воцарением Константина его жизнь круто изменилась — он стал влиятельным епископом Мираликийским.

 

Согласно легенде, Николай заслужил всеобщую любовь тем, что помогал беднякам. По ночам он подбрасывал кошели с деньгами в окна  бедствующих семей с детьми. Позднее  некоторые монашеские ордена в день кончины святого, 6 (19) декабря стали дарить детям бедняков небольшие подарки. Традиция эта благополучно дожила до наших дней и превратилась в семейную.

 

Святого Николу считали своим патроном многие сербские властители. По преданию, именно он вернул зрение Стефану Дечанскому. Король в благодарность в 1327 году подарил церкви в итальянском городе Бари, где по сей день хранятся мощи святого, его икону. Лик Святого Николая на ней стал каноническим. Интересно, что у ног епископа были изображены сами дарители – сербский король Стефан и королева Мария. Между прочим, до 1684 года и гроб Святого Николая в Бари покрывал серебряный алтарь, подаренный храму в 1319 году сербским королём Милутиным.

 

Но вернёмся к никольданским обычаям. Сербы верят, что если 19 декабря простить своим должникам, то за такое великодушие следующий год принесёт большую удачу и рост доходов. Конечно, не все способны на такой значимый поступок, поэтому страются в день праздника хотя бы не обсуждать тему долгов и тем более не менять условия договоров.

Девятнадцатого декабря сажают Рождественскую пшеницу. Это обязательный атрибут Божича – символ плодного года, новой жизни и богатых посевов. Чем больше к 7 января прорастёт в горшочке жито, тем счастливее будет новый год.

На юге Сербии 19 декабря обязательно пекут булочки в форме птиц. Они вместе с хлебом-погачей и вином относятся в церковь, освящаются, а затем дарятся детям.  Несмотря на то, что булочки эти пекутся из постного теста, они всегда получаются необыкновенно вкусными – видимо, хозяйки делают их с особой любовью.
колачичи птицы.jpg

Поскольку Святой Никола – покровитель мореходов, до сих пор на Никольдан «ладжари спуштаю сидра» — то есть останавливают все лодки и суда, чтобы помолиться святому, а затем продолжить свой путь. В прежние времена боевые суда к тому же производили залп из пушек в честь Никольдана.

Ну, и конечно же 19 декабря всем малышам обязательно вручаются подарки: орехи, яблоки, конфеты. Обычно заветные пакетики ребятишки находят рядом с окном или в своих башмачках.

А вот теперь самое интересное. Несмотря на то, что костюм Санта Клауса в Сербии становится всё популярнее, а в западной традиции это и есть Святой Николай,  сербский Никола не имеет никакого отношения ни к Деду Морозу, ни к Рождеству.
sveti-nikola.jpg

Дед Мороз или Деда Мраз был «позаимствован» от северного соседа – России. Первое знакомство с дедушкой состоялось благодаря русским эмигрантам. А после Второй мировой войны, когда потребовалось отделить религию от государства, Деда Мраз стал официальным символом Нового года.

 

У сербских детишек есть ещё один любимый персонаж – Божич Бата. Он «родился» в девятнадцатом столетии и, если верить стихам Йована Йовановича Змая, был ни кем иным, как младенцем Иисусом – Рождественским Братиком.

 

Но историк и литературовед Божидар Ковачек предположил, что имя Бата происходит от глагола «батати» — ударять. Во многих народных рождественских песнях, записанных Вуком Караджичем, поётся: «Божич, Божич бата на обоja врата», буквально «Божич стучит во все двери». То есть, речь идёт уже не о малыше, а мужчине. И это точно не добродушный пузан в красном полушубке, а типичный шумадийский молодец в опанках
Божич Бата-Деда Мраз.png

Божич Бата живёт где-то в горах Западной или Центральной Сербии, передвигается в повозке, запряжённой чёрным и белым конями — Враном и Соко. Он с удовольствием катает ребятишек  и одаривает всех подряд, не считаясь ни с возрастом, ни с полом. Причём не стоит ждать от Баты дорогущих смартфонов. Его дары – это шоколадки, фрукты, орехи и простые, но милые игрушки.

 

Конечно, в каждой балканской семье к Никольдану, Новому году и Рождеству своё отношение. Но сербские ребятишки вполне могут получать подарки каждую неделю. Девятнадцатого декабря их порадует Святой Никола, в новогоднюю ночь – Деда Мраз, а 7 января постучит во врата добрый Божич Бата.