Один час на Кнез Михайловой
В погон за всевозможными бумажками, общением с сербским СУПом (это не произведение кулинарного искусства, а управление полиции) и светилами столичной медицины, мы выкроили-таки себе один часик свободного ничегонеделания и решили прогуляться по одной из моих любимых белградских улиц — по Кнез Михаиловой, то бишь улице князя Михаила. Если поддаться имперским амбициям, то можно сказать, что Кнез Михаилова — это белградский Арбат. Или Арбат — это московская Кнез Михаилова. Кому как нравится. В любом случае, улица эта достойна посещения. Причём и неоднократных возвращений тоже достойна!
Князь Михаил Обренович не может пожаловаться на недостаток в Сербии объектов, названных в его честь. Судьба его, скажем так, сложилась не очень счастливо: он в полном смысле слова «попал под раздачу» госпожи Истории. Находясь в постоянной борьбе с Османской империей и Караджорджевичами, Михаил два раза оказывался на престоле, с которого те же Караджорджевичи его сначала свергли, а потом и вовсе решили вопрос радикально — помогли князю отпрвиться в мир иной. А народу он, в принципе, нравился. И было за что: Михаил пытался сделать как можно больше для обретения Сербией независимости и достойного вхождения в европейское сообщество образца 19 века. Ему бы решительности побольше! Ну, да ладно. Вернёмся к истории улицы его имени.
В античные времена это был центр римского Сингидунума. При турках на большей её части располагалось военное кладбище, соседствовавшее с фонтанами, садами, чесмами и многочисленными мечетями. И только сто сорок шесть лет назад первый сербский профессор архитектуры Эмилиан Йосимович начертил, наконец-то, истинно европейский план центральной улицы Белграда. За что ему отдельное огромное спасибо. Кнез Михаилова расцветала на глазах. Земляную дорогу, над которой летом клубилась пыль, замостили деревянной плиткой, а чуть позже и брусчаткой. Вдоль неё поднялись удивительные по своей красоте здания: самые известные и состоятельные сербские семьи стремились построить здесь свои «квартиры» и открыть, как бы мы сейчас выразились, офисы. Появились многочисленные лавочки и ресторанчики. И именно на Кнез Михаиловой прописалась Сербская Королевская Академия. Конечно, не всё было так уж безоблачно. Например, когда в двадцатые годы прошлого века здесь стали строить первый в Сербии торговый дом, «робну кучу» «Та -Та», владельцы мелких магазинчиков, напуганные появлением такого серьёзного конкурента, выражали своё недовольство отнюдь не тихим перешёптыванием по углам. Столь же настороженно многие отнеслись и к возведению на месте кофейни «Албания» в 1940 году одноимённого первого сербского небоскрёба. Удивительно, но эта двенадцатиэтажка не пострадала в ходе страшных бомбардировок Белграда ни в 1941, ни в 1944 годах, чего практически не скажешь о других зданиях, которые пришлось восстанавливать почти с нуля. Но оно того стоило! «Застывшая музыка» улицы князя Михаила поражает до сих пор. И даже вмешательство нашей с вами современности её не портит. Разве что вот эти милые ангелочки, застывшие в карауле возле рекламного плаката, немного растеряны: «Как же мы достоялись-то до такого, друг?» Что-то в этом роде можно прочитать на их каменных личиках. А вот могучим Атлантам, похоже, совершенно не важно, над чем именно держать веками балкон с ажурной решёткой. Вывеска аптеки их вполне устраивает.
В античные времена это был центр римского Сингидунума. При турках на большей её части располагалось военное кладбище, соседствовавшее с фонтанами, садами, чесмами и многочисленными мечетями. И только сто сорок шесть лет назад первый сербский профессор архитектуры Эмилиан Йосимович начертил, наконец-то, истинно европейский план центральной улицы Белграда. За что ему отдельное огромное спасибо. Кнез Михаилова расцветала на глазах. Земляную дорогу, над которой летом клубилась пыль, замостили деревянной плиткой, а чуть позже и брусчаткой. Вдоль неё поднялись удивительные по своей красоте здания: самые известные и состоятельные сербские семьи стремились построить здесь свои «квартиры» и открыть, как бы мы сейчас выразились, офисы. Появились многочисленные лавочки и ресторанчики. И именно на Кнез Михаиловой прописалась Сербская Королевская Академия. Конечно, не всё было так уж безоблачно. Например, когда в двадцатые годы прошлого века здесь стали строить первый в Сербии торговый дом, «робну кучу» «Та -Та», владельцы мелких магазинчиков, напуганные появлением такого серьёзного конкурента, выражали своё недовольство отнюдь не тихим перешёптыванием по углам. Столь же настороженно многие отнеслись и к возведению на месте кофейни «Албания» в 1940 году одноимённого первого сербского небоскрёба. Удивительно, но эта двенадцатиэтажка не пострадала в ходе страшных бомбардировок Белграда ни в 1941, ни в 1944 годах, чего практически не скажешь о других зданиях, которые пришлось восстанавливать почти с нуля. Но оно того стоило! «Застывшая музыка» улицы князя Михаила поражает до сих пор. И даже вмешательство нашей с вами современности её не портит. Разве что вот эти милые ангелочки, застывшие в карауле возле рекламного плаката, немного растеряны: «Как же мы достоялись-то до такого, друг?» Что-то в этом роде можно прочитать на их каменных личиках. А вот могучим Атлантам, похоже, совершенно не важно, над чем именно держать веками балкон с ажурной решёткой. Вывеска аптеки их вполне устраивает.
Помимо музыки застывшей на Кнеза Михаиловой можно услышать и музыку живую, причём часто в довольно неплохом исполнении и на любой вкус. Гитаристы, скрипачи, флейтисты всех возрастов готовы исполнить для вас любой хит — хоть классический, хоть современный. Так что «Лунная соната» здесь запросто соседствует с «Лет ит би» и «Тамо далеко». Ну, и у каждого исполнителя, конечно же, найдётся свой благодарный зритель!
Как вы уже поняли, друзья мои, улица князя Михаила — это белградский Арбат А какой Арбат может быть без художников? Только половинчатый. В белградской столице представлены, пожалуй, почти все стили и направления изобразительного искусства. Естественно, это не просто выставка, любой понравившийся рисунок или картину можно купить. Своим согражданам предоставляются скидки, но и «иносранных» гостей не обижают. Приглянувшуюся мне работу (третью в нижнем ряду) я вчера приобрела за семнадцать евро, а англоязычные товарищи переплатили за её соседку всего-то три еврика. Вполне гостеприимно!
Кстати, художники совершенно не возражали против того, чтобы я фотографировала плоды их творческих трудов. И только одна дама яркой наружности принялась истерично (имено так!) вопиять: «Но! Но!» То ли она так свою собственность защищала, то ли умыкнула чужую — не знаю. Но я и не возражала, ведь, как известно, «у каждого свои недостатки». Большинство творцов вообще никак на меня не реагировало, а было поглощено своей работой. Буквально «не отходя от кассы».
Нет холста — подайте стену!
Точно так же, как и художники, оч.умелые ручки бабушек не оставляли свои кружева, пока многочисленные туристы приценивались к их народному творчеству.
Умелых ручек здесь очень и очень много! Я, например, долго не могла наглядеться на эти вот раскрашенные тыковки (эдакие сербские матрёшки) и гитары ручной работы.
Но главная красота и интересность улицы князя Михаила — это, конечно, люди.Представьте себе: буквально летит перед вами по Кнез Михайловой привлекательнейшая дама: талия рюмочкой, причёска водопадом, туфельки красные, костюм как на неё сшит — ну, точно девушка спешит на свидание. А обгонишь её — и впадаешь в ступор: это не девушка, а спешащая по своим делам бабушка! А молодая мамочка в шортиках и высоких сапогах? Невероятное сочетание для моего консервативного ума! Аж рука дрогнула!
Так что в заключении дарю вам вот эту человеческую коллекцию белградской столицы. Прогуляемся вместе?