Этнографический музей в Белграде
Третий день своего пребывания в Сербии я начал с долгожданного визита в Этнографический музей Сербии. Он находится в самом центре Белграда по адресу Студентски трг, 13.
Впрочем, и на пути к музею на улицах общины Стари-град я увидел немало интересных мелочей. Вот некоторые:
Сам Этнографический музей (Етнографски музеj) был основан в 1901 году, а по своему нынешнему адресу находится с 1951 года. Серое здание в стиле модерн было построено в 1933-34 годах и изначально здесь располагалась Белградская биржа. После войны здание частично было уступлено музею, а затем — и полностью. Ну, а первые годы своего существования Этнографический музей находился на перекрёстке улиц Кнеза Милоша и Бирчаниновой, где сейчас расположен комплекс правительственных зданий, в числе которых — и разрушенные в 1999 году строения Генерального штаба Югославии.
Обычно вход в музей стоит 200 динар, но по воскресеньям вход для одиночных посетителей свободный. Поэтому и мне не пришлось ничего платить за вход.
Хотя здание музея — шестиэтажное, но для посетителей открыты только первые два этажа. На первом этаже располагалась временная выставка, посвящённая эмиграции из Королевства сербов, хорватов и словенцев в Канаду в 1920-е годы. Вот немножко фотографий:
Не буду пересказывать вам всё содержимое выставки, суть проста: тысячи югославян переехали в Канаду в 1920-е годы в поисках работы и лучшей жизни. Чаще всего они становились шахтёрами на рудниках. Многие вернулись обратно.
Временные выставки обычно размещаются на первом этаже. А на втором этаже — большая постоянная выставка.
Вот образцы мужской и женской сербской одежды из Шумадии, 19 век:
Это — сербская одежда, которую носили в Косово. Тоже 19 век:
Вот так выглядели более столетия назад сербы в Западной Боснии:
Одежда сербов начала 20 века из Кордуна и Баницы (нынешняя Хорватия). Обратите внимание на обилие белого цвета. Видимо, близкий к жаркой Адриатике климат, а также сельскохозяйственная и лесопромышленная направленность Кордуна требовала от крестьян иметь одежду, максимально пригодную для долгого пребывания под жарким солнцем. Шляпа с полями — тому подтверждение:
Ну и, наконец, одеяние сербов из восточной Сербии (Заечар, Тимок, Неготин), 19 век и начало века 20-го. Заметно сходство одежды и особенно головных уборов с румынскими и молдавскими? Оно и понятно — Неготин граничит с Румынией, от этого города всего 420 километров до Бухареста.
Куда же без самогонного аппарата? Сербы, кстати, не гонят ракию и не курят её. В Сербии ракию «пекут».
Приспособления для рыболовства:
Печь чем-то напоминает нашу с изразцами:
Табачок на Балканах всегда любили:
Но главными занятиями сербских крестьян всё-таки были земледелие…
… и скотоводство:
Этнографическая карта западных Балкан в 19 — начале 20 веков. Сербская этническая территория выделена штриховкой, а цветами различаются четыре зоны хозяйствования. От того, в какой зоне жил человек, зависела не только его одежда, как понятно из фотографий сверху, но и архитектура, занятость населения и языковые диалекты. Как видно, западная часть Балкан делится сербскими учёными на четыре зоны: паннонскую (северо-восток, зелёный цвет), центральнобалканскую (восток и юго-восток, оранжевый цвет), динарскую (запад, красный цвет) и приморскую (полоса земли вдоль побережья Адриатики, синий цвет).
Тут же в музее воссозданы и типичные строения всех четырёх зон, которые хорошо иллюстрируют различия между ними.
Вот, например, как выглядят типичные строения Приморья: каменные одноэтажные (так называемый дом-приземљуша) и двухэтажные дома, белого или серого цвета, с малым количеством деревянных элементов:
Динарская зона — деревянные дома и церкви с высокими крышами. Использование брёвен и соломы.
Паннонская зона — здесь сильное венгерское влияние. Усадьба в Воеводине традиционно называлась «салаш», что происходит от венгерского слова «приют, размещение». Наиболее близкий аналог в русском языке — «хутор», также подойдёт и слово «ранчо». Вот вам салаш из Паннонии — жилой дом, амбар, конюшня, коровник, земельный участок. Прошу прощения за смазанное фото:
И вот ещё дом из Паннонии. Крыша уже черепичная, а не деревянная, как в салаше:
Наконец, центральнобалканская зона. Дом из Пирота (юго-восточная Сербия):
«Моравский развитый дом», напоминает паннонский салаш, только дома чаще квадратные, а не вытянутые:
И косовская приземљуша. Белый цвет отсылает к украинским мазанкам:
Конечно, сербы жили не только в сёлах. В городах тоже была своя атмосфера. Опять же приношу извинения за смазанные фотографии:
Хотя в воскресенье вход был свободный, кроме себя я насчитал в музее всего троих посетителей. Двое из них были русскими. Аж гордость взяла за страну: 75% посетителей (в течение полутора часов) одного из старейших и лучших музеев Сербии — из России:
В Этнографическом музее есть неплохой магазинчик (на фотке только часть товара):
Что ж, для одного посещения (да ещё и бесплатного) белградский Этнографический музей, конечно же, отлично подходит. Но, если в дальнейшем постоянна выставка не будет временами меняться, а временные выставки не вызовут моего интереса, то вряд ли я приду сюда ещё раз. Но, разумеется, для профессиональных историков и этнографов это прекрасное место. Многое становится просто и понятно после визита в музей.
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось.
Viktorbobrov89 Источник