Цыганская свадьба
Цыганская (или ромска, как здесь говорят) свадьба длится пять дней. Ей так же предшествует сватовство, когда жених отправляется в дом возлюбленной в сопровождении родителей, которые дарят будущей невестке платье, туфли, нижнее белье, зеркало, шампунь и крем для лица (именно так). В тот же день решаются вопросы приданого и организации свадебного гулянья.
Начинается цыганская свадьба обычно в среду. Сестра или близкая подруга невесты обходит дом за домом и приглашает гостей, но не на свадебный ужин, где собирается только узкий семейный круг (до третьего колена 🙂 ) и самые близкие друзья, а на большую или малую «кану» (вечеринку) или в турецкую баню. Каждому приглашенному на голову прыскается одеколон и даруется конфета. В тот же день плетутся свадебные венки и «печа» — турецкое украшение на голову невесты из золотых и серебряных нитей, если она мусульманка. В комнате невесты оставляются свадебные подарки, которые только в субботу будут перенесены в дом жениха.
В четверг — «малая кана», невеста целый день проводит в окружении женской половины семьи и подруг. Ближе к вечеру свекровь приносит все вещи, которые необходимы для венчания, а волосы «млады» красятся хной.
В пятницу (если невеста мусульманка) «тем же составом» отправляются в турецкую баню, которую оплачивает мать жениха, она же по возвращении угощает всех облаченных в чистые одежды девушек пахлавой. Невеста облачается в белые шаровары и блузу, на голову надевается красный платок («дувак»). Собственно, в пятницу и начинается настоящее веселье. Девушек встречают мужчины с неизменной музыкой, при входе в дом свекровь должна снять с головы невесты «дувак», а та поцеловать будущей свекрови руку или ногу.
В субботу, рано утром, мужчины едут на рынок покупать овец для свадебного угощения. Невеста-мусульманка снова надевает шаровары, шелковую блузу с жилеткой и «печу». Лоб невесты должен быть белым и украшен блестками или покрыт специальным украшением — «япушмой». В этот день ее называют турецкая невеста или «Кхорани бори» До вечера все веселятся на своеобразных девичнике или мальчишнике. Причем в доме жениха женщины во главе с его матерью, держащей в руке украшенное сито, обязательно танцуют «Свекровино коло», а музыкантов поминутно одаривают деньгами.
В воскресенье невеста уже надевает традиционное белое платье («венчаницу»), символизирующую невинность, и становится сербской невестой или «Гаджикани бори». Жених прибывает в дом возлюбленной в окружении сватов, а брат девушки (или кто-нибудь из ближайших родственников) выводит к нему невесту. В отличие от сербов, невеста не выкупается, жених просто дает деньги ее брату. Свадебная процессия отправляется на венчание в општину, а затем — в церковь или мечеть, в зависимости от вероисповедания молодых.
Первой дома молодоженов встречает свекровь, которая дает невесте яблоко и сито, наполненное зерном и конфетами. Так же, как и на сербской свадьбе, девушка должна повернуться спиной к дому и кинуть все эти символы богатства и плодовитости через голову, а в завершении забросить и само сито на крышу — если оно не упадет сразу, значит брак будет долгим. Во дворе разжигается костер, через который прыгают все гости, чтобы в семье было много здоровых детишек.
В понедельник, на рассвете, музыканты играют перед домом молодых, чтобы их разбудить. По цыганской традиции, молодой муж должен спуститься к гостям, держа в руках рубашку невесты, как доказательство ее невинности. Ее (рубашку) под музыку сжигают на костре и веселье продолжается. Если же рубашки в руках мужа не будет, то все расходы на свадьбу должны взять на себя родители невесты, а праздник прекращается. Раньше «неправильную» невесту вполне могли бы вернуть в отчий дом, а свадьба бы закончилась всеобщей дракой.
И все же существуют такие свадебные традиции, которые ни на одном фестивале не увидишь. Например, черная свадьба у влахов (народ близкий к румынам). К сожалению, случается, что после помолвки молодой человек или девушка погибают, так и не дожив до свадьбы. В этом случае оставшийся в живых может вступить с умершим в символический брак. Такое решение принимается, потому что влахи верят, что только так душа умершего обретет покой. Черная свадьба совершается в день похорон, жених или невеста прибывает на кладбище в подвенечном наряде, а перед тем, как гроб опустят в могилу, мать покойного танцует свадебное коло. Если невеста (жених) не соглашается на черную свадьбу, родственники умершего ищут девушку (юношу), которая бы согласилась принять участие в этом обряде. «Черная млада» или «черный младоженья» остаются в браке с покойным в течение года, а затем могут вернуться к своей обычной жизни и сыграть уже белую свадьбу с живым избранником. Что ж, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»…
Вера Соколова