Русские лётчики в Югославии
По окончании Первой мировой войны авиация в Королевстве СХС находилась на весьма низком уровне и не могла развиваться без иностранной помощи. Своими успехами и выходом на мировую арену она во многом обязана русским эмигрантам. В 20-е годы Новый Сад был наиболее значительным авиационным центром страны.Здесь располагались авиационный полк и летная школа, был аэродром, «Икарус» – первый сербский завод аэропланов, автомобилей и двигателей. На завод было принято более 30 русских летчиков, летных инструкторов, авиамехаников, радиотехников, конструкторов самолетов, метеорологов. Русские ллётчики и авиационные инженеры оставили большой след в истории развития военной и гражданской авиации Югославии.
Работая потом и в Земуне, Панчево, Белграде, русские авиаторы и конструкторы отдавали авиации приютившей их страны свои знания и опыт, особенно в период создания первого югославского военного самолета. Конструктор Н. И. Лобач-Жученко создал гражданский самолет «Ресава», летчик полковник К. Н. Антонов занимался планеризмом, опубликовал два капитальных труда. Техническим инспектором по приему импортных военных самолетов был опытный инженер А. Н. Веденяпин, выпускник петербургского Политехнического института. Имя летчика-истребителя С. М. Урвачева вошло в историю сербской авиации. Он выдвинул идею всем российским авиаторам, оказавшимся в 1918 году во Франции, вступить добровольцами в Сербскую армию и отправиться на Салоникский фронт. Эти русские летчики были приписаны к Первой сербской эскадрилье в Вертекопе и приняли участие в воздушных боях.
В 1927 году в Югославии было образовано акционерное общество «Аэропут», с капиталом в 9 млн динар, для организации и эксплуатации воздушных линий. В качестве шеф-пилота на открывающиеся линии воздушных сообщений был приглашен русский военный летчик капитан В.И. Стрижевский. В качестве пилотов, кроме В.И. Стрижевского, были приглашены еще русские военные летчики ротмистр Никитин и подпоручик Ярошенко. Полеты на первом воздушном маршруте Белград—Загреб и обратно совершались каждый день с удивительной регулярностью и при полном отсутствии катастроф и аварий. В 1929 году самолёты «Аэропута» летали уже по трем маршрутам: Белград—Загреб, Загреб—Гранц—Вена, Загреб—Скоплие. В 1930 году линия Белград—Скоплие была продолжена до Салоников. Образовались новые линии Белград—Сараев—Подгорица и Загреб—Сушак
В 1947 «Аэропут» переименовали в Jугословенски Аеротранспорт. В 1980-х была одной из крупнейших авиакомпаний Европы. Однако ситуация драматически ухудшилась, когда в начале 1990-х ООН ввела санкции, означавшие для компании приостановку международных рейсов. 26 октября 2013 года Jat Airways была переименована в Air Serbia.
Работая потом и в Земуне, Панчево, Белграде, русские авиаторы и конструкторы отдавали авиации приютившей их страны свои знания и опыт, особенно в период создания первого югославского военного самолета. Конструктор Н. И. Лобач-Жученко создал гражданский самолет «Ресава», летчик полковник К. Н. Антонов занимался планеризмом, опубликовал два капитальных труда. Техническим инспектором по приему импортных военных самолетов был опытный инженер А. Н. Веденяпин, выпускник петербургского Политехнического института. Имя летчика-истребителя С. М. Урвачева вошло в историю сербской авиации. Он выдвинул идею всем российским авиаторам, оказавшимся в 1918 году во Франции, вступить добровольцами в Сербскую армию и отправиться на Салоникский фронт. Эти русские летчики были приписаны к Первой сербской эскадрилье в Вертекопе и приняли участие в воздушных боях.
В 1927 году в Югославии было образовано акционерное общество «Аэропут», с капиталом в 9 млн динар, для организации и эксплуатации воздушных линий. В качестве шеф-пилота на открывающиеся линии воздушных сообщений был приглашен русский военный летчик капитан В.И. Стрижевский. В качестве пилотов, кроме В.И. Стрижевского, были приглашены еще русские военные летчики ротмистр Никитин и подпоручик Ярошенко. Полеты на первом воздушном маршруте Белград—Загреб и обратно совершались каждый день с удивительной регулярностью и при полном отсутствии катастроф и аварий. В 1929 году самолёты «Аэропута» летали уже по трем маршрутам: Белград—Загреб, Загреб—Гранц—Вена, Загреб—Скоплие. В 1930 году линия Белград—Скоплие была продолжена до Салоников. Образовались новые линии Белград—Сараев—Подгорица и Загреб—Сушак
В 1947 «Аэропут» переименовали в Jугословенски Аеротранспорт. В 1980-х была одной из крупнейших авиакомпаний Европы. Однако ситуация драматически ухудшилась, когда в начале 1990-х ООН ввела санкции, означавшие для компании приостановку международных рейсов. 26 октября 2013 года Jat Airways была переименована в Air Serbia.
По материалам книги Алексея Арсеньева «Жизнь русских эмигрантов в Сербии».