Сербский мастер-класс. Джокович разгромил Надаля и установил рекорд Австралии
Ожидания от мужского финала Australian Open – 2019 были высоки. Противостояние Новака Джоковича и Рафаэля Надаля – живая классика тенниса, и казалось, что к этому поединку они подходят почти на равных. Испанец шёл по турнирной сетке даже увереннее, чем серб, и после стартового матча не проиграл ни одного гейма на своей подаче, а также не отдал соперникам ни партии. Серб позволил себе более расслабленный и спокойный старт, но к четвертьфиналу уже включился на полную – правда, там ещё и Кей Нисикори был измотан донельзя. Люку Пуи в полуфинале, впрочем, Джокович просто уничтожил, а ведь француз на этом турнире показывал отличный по своим меркам теннис.
Счёт личных встреч был почти равным – 27-25 в пользу Новака, но был нюанс. Из десяти последних матчей между ними Рафаэль выиграл только два, оба на грунте, и оба в то время, когда серб был на спаде после долгожданной победы на «Ролан Гаррос». Точнее сказать, в Мадриде-2017 был спад, а в Риме-2018 Джокович уже начал выкарабкиваться из ямы, но ещё не успел вернуться на свой уровень. Во многом поворотной точкой в возвращении Новака стал следующий матч между ними, последний в сезоне-2018 – с победой серба в эпичном полуфинале Уимблдона (10:8 в пятой партии). А перед этим, в 2015 и 2016 годах, Джокович семь раз подряд победил Надаля, причём трижды сделал это на грунте (в том числе и на Открытом чемпионате Франции). Также Новак семь раз подряд выиграл у Рафаэля на харде – в последний раз испанец брал верх на быстром покрытии в финале US Open – 2013! Более того, все семь матчей на харде после того чемпионата США завершались победами серба в двух партиях.
Тем не менее, казалось, что сейчас Надаль набрал отличный ход и как минимум даст Джоковичу бой. А на деле Новак сразу захватил инициативу и подавил Рафаэля. Более того, создалось ощущение, что испанец просто не знает, как ему играть с сербом на харде. Он нервничал, торопился и срывал удары, допуская совершенно несвойственные для себя ошибки. Если в матчах со всеми предыдущими соперниками в Мельбурне он контролировал ход поединка, гонял их по корту, как хотел, и, можно сказать, играл в кошки-мышки, то здесь сам оказался на их месте.
Когда-то давно у Надаля было психологическое преимущество в матчах с Джоковичем, но серб внёс перелом семью победами в финалах подряд в 2011 – 2012 годах (включая почти шестичасовую битву в Мельбурне в 2012-м). Затем Новак ненадолго отступил в их противостоянии, но с 2014 года окончательно стал для Рафаэля самым тяжёлым соперником. По сути, серб был и остаётся единственным теннисистом, научившимся не просто держать мяч в игре после сумасшедших подкрученных ударов Надаля, но и атаковать с этих ударов вне зависимости от их глубины. Кроме того, он невероятно хорош в игре на приёме. Таким образом, Рафаэль лишается козырей кручёных ударов и подачи и не знает, как ему действовать – особенно на харде.
За всю первую партию Джокович отдал только одно (!) очко на своей подаче. Вообще шансов на приёме у Надаля фактически не было – за матч он заработал всего один брейк-пойнт, оставшийся нереализованным. Помимо того, что Новак отлично подавал, он играл очень чисто – при 34 ударах навылет он допустил 9 невынужденных ошибок, из которых 5 пришлись на третий сет. Соответственно, за каждое очко Рафаэлю приходилось биться изо всех сил, рисковать, и это приводило к непривычно большому количеству ошибок в его исполнении. У испанца за матч набралось 28 невынужденных, причём некоторые неточности он допускал в совсем несложных ситуациях.