Счастливого Сочельника!

5.30 утра. В кроватках сладко посапывают только дети. Взрослая часть населения уже на ногах. Время от времени из дворов доносятся хлопки — это хозяева оповещают соседей, что они отправляются за Бадняком. Сейчас из ружей редко кто стреляет — обычно бросают петарду, хотя край охотничий и необходимый «аксессуар» есть в каждом доме.
Наша группа получилась… очень живописная. Несмотря на «рабочую форму одежды», каждый надел новую рубашку — праздник есть праздник! Ну, красавцы же! Для половины шестого утра — в самый раз! ))

К рубке бадняка подошли со знанием дела: помолились, поздоровались, поздравили с праздником, посыпали зерном и срубили тремя ударами в полном молчании. Несмотря на ранний час, «в лесу раздавался» не один «топор дровосека». В основном за бадняком пришли молодые и совсем уж юные «лесорубы», это уже привычная ситуация для здешних мест. Деревце рубили исключительно для себя, не на продажу.
Пока мужчины занимаются дубками, на кухне идет другой процесс — пекутся «кравайчичи» — постные булочки. Эти маленькие символы плодородия делаются в виде двух фигурок — «мужской» и «женской», и, наряду с орехами, становятся первым блюдом Сочельника. А на плите уже поджидает основательно подмерзших мужчин красненький чайничек с горячей ракией.

Весь день пройдет в трудах и заботах. Так положено: до 16 часов нужно успеть переделать все домашние дела, включая приготовление праздничного постного ужина и завтрашнего рождественского обеда. У всех в семействе есть своя Большая Задача: кто-то моет полы и наводит последний лоск в комнатах, кто-то кормит домашнюю живность, кто-то «колдует» на кухне. Обедают в этот день только дети. Взрослые же от завтрака до ужина соблюдают строгий пост.

Вечером все собираются в церковном дворе.  Зажигается огромный костер, священник читает молитвы и поздравляет всех прихожан с наступающим праздником. Его проповедь продолжается не дольше пятнадцати минут, и наполнена она вещами понятными и простыми: жить нужно в мире, любви и согласии, для того и пришел на этот свет Спаситель. Детский хор начинает петь, люди поздравляют друг друга и кидаю в костер дубовые ветки: чем больше искр — тем больше счастья будет в наступающем году. Священник приглашает прихожан на полночное богослужение, а до его наступления праздник перемещается в дома, за семейные столы.