Восточный экспресс. Париж — Белград — Константинополь.
Orient-Express, также называемый (1919-1977) Simplon-Orient-Express ( Восточный экспресс), — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал из Парижа в Константинополь (Стамбул) более 80 лет (1883-1977). Первый трансконтинентальный экспресс в Европе первоначально охватывал маршрут более 1700 миль (около 2740 км), который включал короткие остановки в таких городах, как Мюнхен, Вена, Будапешт и Бухарест. Его деятельность была остановлена Первой мировой войной, но возобновилась в 1919 году, по маршруту от Кале и Парижа до Лозанны, затем через перевал Симплон в Милан, Венецию, Загреб, Белград и Софию. Поезд тогда назывался Simplon-Orient-Express. Прерванное снова во время Второй мировой войны, движение возобновилась в 1947 году.
Идея «Восточного экспресса» принадлежит бельгийцу Жоржу Нагельмакерсу. В 1889 году поезд преодолевал путь от Парижа до Константинополя, превышающий 3000 км, за 67 часов. Позже «Восточным экспрессом» стали называть европейские поезда-люкс, чьи одно-двухместные купе отделаны в стиле ар-деко. В разное время в «Восточном экспрессе» путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи и другие знаменитости. Поезд описан в романе Агаты Кристи «Убийство в „Восточном экспрессе“», в романе Грэма Грина «Стамбульский экспресс», в романе Сидни Шелдона «Если наступит завтра», романе Алексея Пехова «Колдун из клана Смерти», в романе Яна Флеминга «Из России с любовью» и в одноимённом фильме, в романе Вероники Генри «Ночь в «Восточном экспрессе».
Часть пути Orient-Express проходила по территории Сербии, а затем и по территории Королевской Югославии. Несмотря на то, что Сербия была перекрестком и ее пересекали доисторические «Янтарные маршруты» Европы , используемые для торговли между Центральной Европой и Средиземноморьем, она отставала от других стран континента в развитии своей транспортной инфраструктуры. Трудность в прокладке железнодорожных путей была в том, что большая их часть должна была проходить по горной местности, что ограничивала их коммерческое использование. Железные дороги впервые появились в середине 19-го века в венгерской Воеводине, где были построены линии для транспортировки культур в центральную Европу. Рельсы в Косово из Салоник были проложены в 1874 году. В самой Сербии первые рельсы между Белградом с Нишем были проложены в 1884 году. Железнодорожная ветка затем была проложена через реку Саву в Земун близ Белграда, где она была связана с венгерской железнодорожной системой. К 1919 году Orient Express использовал сербскую линию из Белграда в Софию в рамках своего маршрута между Парижем и Константинополем (Стамбул).
В 20 веке поездки по железной дороге стали важным критерием оценки того, являются ли Балканы частью Востока, «неисторического королевства экзотических наслаждений», или же частью «пунктуального Запада». Главную роль в этом играл «Восточный экспресс», с 1883 г. курсировавший между Западной Европой и Малой Азией. В 20-годы 20 века его ещё называли «восточным ковром-самолётом». Он возил путешественников из Западной Европы через Париж. Рим. Афины (то есть в направлении , прямо противоположным тому, в котором по западным представлениям развивалась мировая история) до знаменитых развалин Семибашенного замка в Константинополе. Путешественника больше не стоило утруждать себя чтением Вальтера Скотта, «Восточный экспресс» мог домчать их в средние века за три дня.
В начале 20 века «Восточный экспресс» преодолевал первую тысячу километров по Франции и Швейцарии за 16 часов. В Италии он начинал уменьшать скорость, потом она и дальше продолжала снижаться. Когда поезд пересекал югославскую границу, назвать его экспрессом» можно было только в шутку : для преодоления следующей тысячи километров через Югославию ему требовалось 26, 5 часов. В первой половине 20 века весь мир узнал, что турецкие (или балканские ) поезда никогда не приходят вовремя. Если они и приходили вовремя, это воспринималось как знак того, что «Балканы больше не являются балканскими».