Вампирские страсти

Если от Байиной Башты через Дебело Брдо отправиться в сторону Валева, то в одной из горных долин набредешь на маленькое село Зароже. И само село, и речушка Рогачица получили свои названия благодаря причудливой форме окружающих гор – четырем каменным рогам. Местное население (около тысячи человек)  занимается, в основном, продажей и обработкой дерева и выращиванием малины. Ни водоворота событий, ни  больших потрясений в округе практически не наблюдается.  В общем, обычное сербское село.


Так и жило бы Зароже в своей тихой безвестности, если бы в 1973 году не вышел первый сербский хорор-фильм «Бабочка» («Лептирица»), снятый по книге «После девяноста лет» писателя 19 века Милована Глишича. С того времени стали в Зароже наведываться люди новые, незнакомые. И у всех одна и та же просьба: покажите нам, где это у вас в лесной чаще ТА САМАЯ мельница. Сначала односельчане только плечами пожимали, но «гидами на час» становились. А почему бы и нет? Какая-никакая – а популярность. И звучит неплохо: Зароже – родина первого в Сербии вампира Савы Савановича!
История превращения богатого торговца скотом в прОклятого кровососа в Сербии не то, что популярна, но достаточно широко известна. Говорят, что был он человеком отчаянной храбрости и даже несколько лет с другими гайдуками не давал спокойно жить туркам в Сербии и Боснии. Но молодые годы промчались быстро, а когда седина стала отчетливо видна в его шевелюре, Сава неожиданно влюбился без памяти в дочь одного из односельчан.  Девушка, чье имя история не сохранила, была намного младше Савы,  и ее отец ни в какую не соглашался дать согласие на этот брак. Получив отказ, Саванович переменился. Из веселого и добродушного человека он превратился в озлобленного, вспыльчивого грубияна, ищущего ссоры. Односельчане его сторонились, а домочадцам просто житья не стало от его придирок. В конце-концов, «зло окончательно поело его сердце», и Сава решил подстеречь возлюбленную на горной тропе и убить.

Девушку он нашел на лесной поляне, где та пасла овец. «Хочешь ли прямо сейчас убежать со мной?» — спросил он юную пастушку и, получив отрицательный ответ, выстрелил в нее. На беду, младший брат Савы — Станко, шедший по пятам за будущим вампиром, стал свидетелем жестокой расправы. Увидев страшную картину убийства, он набросился на брата. Крики дерущихся услышали другие пастухи. Решив, что на кого-то из путников напал грабитель, они поспешили на помощь.

Неизвестно почему, но Станко, увидев бегущих к ним людей,  сразу бросился в чащу. Один из односельчан, уверенный, что  разбойник пытается скрыться,  убил его выстрелом из ружья и тут же погиб сам от пули, посланной Савановичем-старшим.   И только тогда пастухи увидели тело мертвой девушки и поняли, кто здесь злодей на самом деле. Злосчастного жениха забили насмерть и закопали «ако звер» в лесу. А через несколько дней по селу пронесся слух, что  Сава превратился в вампира и пьет кровь несчастных, оказавшихся ночью на старой мельнице.

Вот такая легенда. Сейчас Сава  — уже не просто пугалка, а  своеобразный бренд села или, проще говоря, возможность заработать, зазывая туристов посетить места, связанные с леденящей кровь историей. Я уже писала, что каждое уважающее себя сербское село просто обязано иметь собственного вампира или, на худой конец, «привидение с мотором». Но не всем «повезло» получить в придачу и реальную возможность прославиться. В конце-концов, с чем у подавляющего большинства европейского (и не только) населения ассоциируется Трансильвания? Правильно, с Дракулой. Но румынам не приходится отстаивать свое право на этого «кровососа», а жители Зарожья живут в почти постоянной борьбе за «пальму первенства».


Вот и в интернете время от времени появляется информация, что Сава Саванович — вообще никакой не первый сербский вампир, потому как за несколько десятилетий до него, в 1724 году,  подобные безобразия творил некий Петар Благоевич из Велико Градишта. Или вдруг начнут утверждать, что Саванович, конечно,  первым был, но вот знаменитая Савина мельница находится на в Зароже, а в селе Петница. Но настоящая борьба разгорелась между Зарожьем и Вальево, предъявившим свои права на вампира на том основании, что давший ему литературную жизнь Милован Глишич — как раз уроженец этого города.

Неожиданно на помощь зарожцам пришла… сербская православная церковь, которая ответила на слишком яркую рекламную кампанию туристической организации «Валево для вас» возмущенным обращением валевской епархии к верующим согражданам. Его основная идея – недопустимость превращения Савы в «адский символ» города на Колубаре. В самом деле, есть немало других, по-настоящему достойных имен, связанных с Валево, – Николай Велимирович, Юстин Попович, Десанка Максимович, наконец. Привлекать туристов, заявили священники, нужно не сомнительными проязыческими персонажами, а красотой и духовностью местных монастырей.

Зарожанин Миодраг  Вуетич,  председатель совета по восстановлению Савиной мельницы, в интервью популярному изданию «Блиц» сказал, что в его селе из вампира не хотят сделать ни героя, ни страдальца, а просто желают сохранить предания прошлого, которые рассказывали старики и описывал Милован Глишич: «Пусть валевцы оставят нашего вампира в покое, мы нашего Саву ни за какие деньги не продадим. Может, он и приземлялся где-нибудь на валевских мельницах, но зубы точил именно в Зарожье и Байиной Баште!»
Такие вот вампирские страсти. Как бы там ни было, но, кроме как на рекламном плакате Валева на туристической ярмарке в Белграде, Сава Саванович нигде в городе на Колубаре больше замечен не был. А вот в Зароже установили большой указательный щит, на котором, как и прежде, улыбающийся вампир заманивает свои жертвы на проклятую мельницу. Если решитесь туда отправиться, не забудьте прихватить чеснок. Мало ли что! ))

Вера Соколова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *