Вампирские страсти

Если от Байиной Башты через Дебело Брдо отправиться в сторону Валева, то в одной из горных долин набредешь на маленькое село Зароже. И само село, и речушка Рогачица получили свои названия благодаря причудливой форме окружающих гор – четырем каменным рогам. Местное население (около тысячи человек)  занимается, в основном, продажей и обработкой дерева и выращиванием малины. Ни водоворота событий, ни  больших потрясений в округе практически не наблюдается.  В общем, обычное сербское село.


Так и жило бы Зароже в своей тихой безвестности, если бы в 1973 году не вышел первый сербский хорор-фильм «Бабочка» («Лептирица»), снятый по книге «После девяноста лет» писателя 19 века Милована Глишича. С того времени стали в Зароже наведываться люди новые, незнакомые. И у всех одна и та же просьба: покажите нам, где это у вас в лесной чаще ТА САМАЯ мельница. Сначала односельчане только плечами пожимали, но «гидами на час» становились. А почему бы и нет? Какая-никакая – а популярность. И звучит неплохо: Зароже – родина первого в Сербии вампира Савы Савановича!
История превращения богатого торговца скотом в прОклятого кровососа в Сербии не то, что популярна, но достаточно широко известна. Говорят, что был он человеком отчаянной храбрости и даже несколько лет с другими гайдуками не давал спокойно жить туркам в Сербии и Боснии. Но молодые годы промчались быстро, а когда седина стала отчетливо видна в его шевелюре, Сава неожиданно влюбился без памяти в дочь одного из односельчан.  Девушка, чье имя история не сохранила, была намного младше Савы,  и ее отец ни в какую не соглашался дать согласие на этот брак. Получив отказ, Саванович переменился. Из веселого и добродушного человека он превратился в озлобленного, вспыльчивого грубияна, ищущего ссоры. Односельчане его сторонились, а домочадцам просто житья не стало от его придирок. В конце-концов, «зло окончательно поело его сердце», и Сава решил подстеречь возлюбленную на горной тропе и убить.

Девушку он нашел на лесной поляне, где та пасла овец. «Хочешь ли прямо сейчас убежать со мной?» — спросил он юную пастушку и, получив отрицательный ответ, выстрелил в нее. На беду, младший брат Савы — Станко, шедший по пятам за будущим вампиром, стал свидетелем жестокой расправы. Увидев страшную картину убийства, он набросился на брата. Крики дерущихся услышали другие пастухи. Решив, что на кого-то из путников напал грабитель, они поспешили на помощь.

Неизвестно почему, но Станко, увидев бегущих к ним людей,  сразу бросился в чащу. Один из односельчан, уверенный, что  разбойник пытается скрыться,  убил его выстрелом из ружья и тут же погиб сам от пули, посланной Савановичем-старшим.   И только тогда пастухи увидели тело мертвой девушки и поняли, кто здесь злодей на самом деле. Злосчастного жениха забили насмерть и закопали «ако звер» в лесу. А через несколько дней по селу пронесся слух, что  Сава превратился в вампира и пьет кровь несчастных, оказавшихся ночью на старой мельнице.

Вот такая легенда. Сейчас Сава  — уже не просто пугалка, а  своеобразный бренд села или, проще говоря, возможность заработать, зазывая туристов посетить места, связанные с леденящей кровь историей. Я уже писала, что каждое уважающее себя сербское село просто обязано иметь собственного вампира или, на худой конец, «привидение с мотором». Но не всем «повезло» получить в придачу и реальную возможность прославиться. В конце-концов, с чем у подавляющего большинства европейского (и не только) населения ассоциируется Трансильвания? Правильно, с Дракулой. Но румынам не приходится отстаивать свое право на этого «кровососа», а жители Зарожья живут в почти постоянной борьбе за «пальму первенства».


Вот и в интернете время от времени появляется информация, что Сава Саванович — вообще никакой не первый сербский вампир, потому как за несколько десятилетий до него, в 1724 году,  подобные безобразия творил некий Петар Благоевич из Велико Градишта. Или вдруг начнут утверждать, что Саванович, конечно,  первым был, но вот знаменитая Савина мельница находится на в Зароже, а в селе Петница. Но настоящая борьба разгорелась между Зарожьем и Вальево, предъявившим свои права на вампира на том основании, что давший ему литературную жизнь Милован Глишич — как раз уроженец этого города.

Неожиданно на помощь зарожцам пришла… сербская православная церковь, которая ответила на слишком яркую рекламную кампанию туристической организации «Валево для вас» возмущенным обращением валевской епархии к верующим согражданам. Его основная идея – недопустимость превращения Савы в «адский символ» города на Колубаре. В самом деле, есть немало других, по-настоящему достойных имен, связанных с Валево, – Николай Велимирович, Юстин Попович, Десанка Максимович, наконец. Привлекать туристов, заявили священники, нужно не сомнительными проязыческими персонажами, а красотой и духовностью местных монастырей.

Зарожанин Миодраг  Вуетич,  председатель совета по восстановлению Савиной мельницы, в интервью популярному изданию «Блиц» сказал, что в его селе из вампира не хотят сделать ни героя, ни страдальца, а просто желают сохранить предания прошлого, которые рассказывали старики и описывал Милован Глишич: «Пусть валевцы оставят нашего вампира в покое, мы нашего Саву ни за какие деньги не продадим. Может, он и приземлялся где-нибудь на валевских мельницах, но зубы точил именно в Зарожье и Байиной Баште!»
Такие вот вампирские страсти. Как бы там ни было, но, кроме как на рекламном плакате Валева на туристической ярмарке в Белграде, Сава Саванович нигде в городе на Колубаре больше замечен не был. А вот в Зароже установили большой указательный щит, на котором, как и прежде, улыбающийся вампир заманивает свои жертвы на проклятую мельницу. Если решитесь туда отправиться, не забудьте прихватить чеснок. Мало ли что! ))

Вера Соколова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *