Монастырь и ЗИЛы

Село Вета на Сувой планине сегодня часто называют музеем русских американских армейских грузовиков. А когда-то оно было известно благодаря монастырю Успения Пресвятой Богородицы.

Он появился ещё во времена Византийской империи, когда поблизости проходила дорога из Софии в Царьград – знаменитый римский путь из Европы в Азию Via Militaris. Точную дату историки назвать не могут. Известно только, что обитель давала приют многочисленным путникам-христианам, рядом с ней останавливались целые караваны.

(Фотографии — Wikimapia)
В XIV столетии сюда пришли османы. Первое, что они сделали, желая отомстить за жестокий отпор, встреченный со стороны сербов, разрушили их святыни, в том числе и монастырь Успения. Разрушения были столь ужасны, что восстановить монастырский храм сумели только через сто лет.

Согласно легенде XV века, крестьянину из села Вета явилась во сне Богородица, указавшая ему место, где стояла церковь. Жители села копали несколько дней, пока не нашли фундамент уничтоженного храма. Селяне не только восстановили его, но и подарили обители 43 гектара земли.

Во времена турецкого владычества монастырь оказался затерян вдалеке от главных дорог. Надёжно защищённый двумя вершинами Сувой планины – Тремом и Соколовым камнем, он стал играть значительную роль в национально-освободительной борьбе. За его стенами собирались члены нишского Национального комитета освобождения.

На территории Сувой планины монастырь Вета стал центром духовности и просвещения. Священник Богдан Попович, образовавший братство монастыря, был уверен, что именно монахи должны нести людям слово света и надежды. Им же был построен монастырский конак (гостиница), где любой человек мог найти приют и днём, и ночью.

В годы Первой мировой войны именно в обители окрестные жители искали поддержку и силы для противостояния новым оккупантам. Не удивительно, что захватившие эти земли болгары, несмотря на то, что сами были православными христианами, разорили монастырь Успения, а его настоятеля, иеромонаха Лукияна, три года держали в тюрьме.

Во время лихолетья пропали хранившиеся в монастыре реликвии. Например, потир, подаренный обители русскими добровольцами в память о своих погибших во время войны 1854 года товарищах. Монастырь связывает с Россией не только этот факт. Между двумя мировыми войнами здесь жил русский иеромонах Данило Синко. Литургию он служил исключительно на сербском языке, несмотря на то, что канонами русской православной церкви это было запрещено. Кроме того, Данило прославился необычайно яркими проповедями среди селян. В то время монастырь Успения был ещё и центром Богомольческого движения, возглавляемого Владыкой Николаем Велимировичем.

Когда грянула Вторая мировая война, монастырь стал Горским штабом № 43 равногорской организации Сопротивления, возглавляемой офицерами бывшей королевской армии Миленко Реличем и Петаром Беговичем. Те же болгарские оккупанты в ходе карательной акции снова разрушили и разграбили обитель, а колокольню даже взорвали. Но местные жители восстановили монастырь вскоре после войны.

Но до 2003 года обитель пустовала. Лишь когда здесь обосновался дечанский монах Георгие (Жунич) жизнь потихоньку стала налаживаться. В прошлом году провели долгожданное электричество, открыли воскресную школу. Монастырь стал символом надежды для Сувопланинского региона. Не даром крестьяне говорят: «Пока служат Литургии, живёт и дух человеческий».

Село Вета переживает сегодня не лучшие времена. Здесь живёт всего 80 человек, а детского смеха давно не слышно. Мобильный телефон бесполезен, нет и ТВ-сигнала.

Единственный способ выжить – продавать дрова. Вот поэтому и идёт о Вете слава, как о музее старых грузовиков. Здесь исправно служат и видавшие виды русские ЗИЛы, и американские «джеймсоны».

«Жизнь у нас суровая. Хочешь выжить – опирайся на то, что имеешь. А это скотина, земля, лес и армейские «камионы»…»

Вера Соколова