«Если б в 1941 году Никола Тесла оказался в родном селе Смилян, усташи убили бы его…»

Откройте любой путеводитель по Хорватии и среди её «знаменитых выходцев» обязательно найдёте имя Николы Теслы. Спорить с издателями не имеет смысла: да, великий учёный родился на территории этой страны. Но в глубоко православной сербской семье, где священниками были и его дед, и отец, а дядя вообще являлся митрополитом Дабробосанским.

Согласно переписи 1931 года, в общине Смилян было 985 дворов и 4782 жителя, сербов среди них — 621 человек. Вторую мировую войну пережили 62…

Фамилия Тесла появилась благодаря прозвищу. Мужчины одной из ветвей большой семьи Драганичей отличались широкими передними зубами, напоминающими своим обликом плотницкий инструмент – тесло.

Среди них было немало успешных предпринимателей, военных и священнослужителей.

У нас часто возникает впечатление, что если речь идёт о религиозном воспитании, это обязательно плохо. Само слово поп превратилось в нечто предосудительное, недостойное уважения и годное лишь для сатирических эскапад. Видимо, слишком много подтверждений тому набирается в жизни человека, читавшего когда-то в школе о «классических» толстопузых, жадных и недалёких обладателей сутан. Протоиерей Милутин Тесла же прекрасно понимал, «кто проповедь прочесть желает людям, тот жрать не должен слаще, чем они».

Родители Николы Теслы, протоиерей Милутин и Георгина Джюка, принесли на свет пятерых детей: дочерей Милку, Ангелину и Марию и сыновей Дану и Николу. Все они были прекрасно образованы и воспитаны. Библейские рассказы в этой семье шли рука об руку с Косовскими народными легендами.

Сам протоиерей Милутин Тесла (1819-1879) писал стихи, знал восемнадцать (!) языков, увлекался естественными науками. Особенная любовь к математике осталась у него со времён учёбы в Военной Академии. Да, да, отец будущего гения изначально планировал стать офицером, а в семинарию перешёл после долгих и глубоких раздумий. Милован Матич, автор его биографии, назвал Милутина гуманистом, просветителем, дипломатом и интеллектуалом своего времени.

Не удивительно, что бывший школьный приятель Николы, профессор Коста Кулишич, писал о друге: « Кроме того, что он прекрасно разбирался в технических предметах, он знал и любил литературу Англии, Франции, Италии, не говоря уже о Германии». Тесла был активным членом студенческого общества «Србадия» и часто писал статьи для его «Альманаха».

На банкете, устроенном 21 мая 1892 года белградской «општиной» в честь Николы Теслы, учёный сказал: «Если мне улыбнётся удача, и я смогу осуществить хотя бы несколько своих идей, это станет благом для всего человечества, а если сбудутся мои надежды, самой сладкой моей мыслью будет то, что это достижения одного серба».

Тесла завещал, чтобы на его похоронах исполняли «Тамо далеко» и «Аве Марию». Когда скорбные мелодии зазвучали в январе 1943 года, церковь в Смилянах, где служил его отец, уже давно лежала в руинах.

Когда в 1941 году усташи отправились в свой кровавый поход, имя Николы Теслы давно гремело по всей Югославии. И то, что Смилян — его родное село, большинство палачей прекрасно знало. Как всегда, между их первыми жертвами были именно священники и члены их семей.
Массовое истребление сербского населения Смиляна началось 2 августа 1941 года. Всего за несколько дней было убито и сожжено 27 новорожденных, 127 детей до 15 лет, 340 человек в возрасте от 16 до 80 лет и 12 глубоких стариков.

Лишь 2 августа 1977 года останки всех убиенных были собраны в одну братскую могилу. Ни одно из мест массовых казней так и не было обозначено памятным знаком.
Смилянскую православную церковь восстановили лишь в 1985 году.

На этом испытания не закончились — пришли кровавые девяностые. С16 по 18 октября 1991 года в Смиляне было убито 119 сербов, лишь 9 из них были военнослужащими. Среди погибших числились шестеро человек, тогда уже глубоких стариков, чудом выжившие в 1941 году. Церковь вновь разграбили, заминировали памятник Николе Тесле на площади Смиляна, а его бюст у школы уничтожили.

Когда в 2003 году отмечали 60 лет со дня кончины учёного, только в Хорватии не было проведено ни одного мероприятия, посвящённого Николе Тесле. Лишь в 2006 году его скульптура была перенесена из двора института «Руджер Бошкович» в центр Загреба.
В Смиляне открыли «Тематический парк Николы Теслы».

Сербов здесь больше нет. Лишь в десяти метрах от церкви можно увидеть скромную гранитную плиту на братской могиле погибших во Вторую мировую войну православных жителей села, чьи имена были стёрты ещё в девяностые – кириллица уже тогда снова очень мешала новому хорватскому государству.

Хорватским экскурсоводам рекомендовано о происхождении данного захоронения рассказывать кратко, без подробностей.

Вера Соколова