Монастырь Рукумия
Недалеко от Пожаревца, в селе Брадарац, стоит монастырь Вознесения Христова или Рукумия. Народная легенда связывает его возникновение с песней «Бог никому не остаётся должен». Это печальный рассказ о сестре (во Христе) Елице, которая была невинно осуждена за убийство младенца и приговорена к ужасной казни разрыванием лошадьми.
«Там, где упали её очи, руки, брада (подбородок) и тело» появились монастыри Сестролин, Рукумия, Брадача и Заова…
У нас нет точных сведений, когда и кем именно был основан монастырь Рукумия. Одно точно: это событие не могло произойти позднее конца XIV века, когда игуменом здесь был Святой Мартирий Синаит, один из семи монахов-подвижников, прибывших в Сербию во времена князя Лазаря и его сына Стефана с Синайского полуострова. Известно также, что задолго до основания монастыря эти покрытые непроходимыми лесами места были хорошо известны не только местным жителям. Дело в том, что здесь до сих пор бьёт из земли два родника вода из которых считается чудотворной. Рассказов о чудесных исцелениях предостаточно до сих пор.
Название монастыря тоже тесно связано с целебными источниками. Возможно, когда-то здесь находилось что-то типа больницы для стариков и измученных болезнями людей, силы которых поддерживались родниковой водой. Рукомия — возможное производное от греческого герокомион (стационар).
А во времена турецкого владычества обитель называли Врлиште, то есть место, куда приезжают люди в большом количестве (врве). В 1735 году именно в Рукумии проходил
Скуп (сбор) духовенства и народа Сербии. На нём игумен Раваницкий Георгий и наместник Манасийский Арсение были выбраны, «дабы на Соборе в Карловцах высказать желания народа Сербии». Сам Собор в Сремских Карловцах был необычайно важен для всех сербов, проживавших на территории Австро-Венгрии, так ка речь на нём шла об отстаивании права православного населения на свою церковь, а также гражданские свободы.
К началу XIX столетия монастырь оказался в полном запустении. Лишь в 1825 году за его восстановление принялся князь Милош Обренович.
Первым делом отреставрировали и достроили церковь. Она построена из бутового камня, лишь бордюры и оконные проёмы сложены из хорошо обработанного песчаника. Ширина стен — 90 см, они практически лишены украшений.
Лишь на южном фасаде можно увидеть встроенный фрагмент римского саркофага. На нём изображена голова девушки с пышными волосами, дельфин, голубь и два всадника. Видимо, у Милоша Обреновича при взгляде на эту композицию родились ассоциации с трагической гибелью несчастной Елицы.
Первых фресок в монастыре не сохранилось. Предыдущий иконостас расписывали в XIX веке Яня-молер и мастера из Пожаревца Иван и Милия. Вторую жизнь монастырской живописи подарил в 1972 году монах Наум (Андрич). Все работы выполнены согласно канонам православной иконографии и в полном соответствии с технологией фресковой живописи.
В начале 90-х годов прошлого века после большого пожара для восстановления фресок в монастырь был приглашён художник из Петербурга Александр Точилов.Современный дубовый иконостас в византийском стиле был установлен в 1995 году.
На южной стене можно увидеть сцену казни сестры Елицы. Это единственное подобное изображение святой в сербских церквях.
В монастыре было несколько православных реликвий. Вплоть до Первой мировой войны, например, здесь хранились убранная в серебряный оклад рука сестры Елицы и церковные книги большой ценности, в том числе привезённые из Москвы Евангелие, Апостол, Псалтырь, Миней.
Всё это пропало во время болгарской оккупации, когда обитель была разграблена. Вывезли всё — даже церковные книги с записями о крещениях, венчаниях и прочих совершённых за столетия таинствах.
С 1991 года настоятелем Рукумии является отец Симеон (Станчетич). Сегодня в обители живут также монахиня Атанасия (Рашич) и собрат монах Савва (Васич), а также послушники Милое, Зоран и Феодор.
Благодаря каждодневному труду отца Симеона монастырь значительно похорошел. Были проведены реставрационные работы, построена новая «звонара» с четырьмя колоколами, самый большой из которых весит 830 кг.
Что особенно ценно, в Рукумии продолжает жить традиция монастырского православного книгописания. В 1989 году здесь увидела свет первая книга, посвящённая Косовской битве. С того времени Рукумия не раз объявляла о выходе новой православной литературы.
Остаётся добавить, что сам настоятель монастыря игумен Симеон известен своей огромной любовью к России. Богослужения он проводит исключительно на церковно-славянском языке и не приветствует никаких «новомодных» течений.
Игумен не скрывает своих монархических убеждений, веря в грядущее возрождение Русского и Сербского Царства. Не удивительно, что в наши дни Рукумия — один из самых посещаемых русскими паломниками монастырей Сербии.
Вера Соколова