Ратишор-Ритишево: румынский островок Воеводины.

Разветвлённые семейные связи моей свекрови вновь привели нас в места незнакомые. На сей раз ими оказалось село Ритишево, оно же Ратишор — типичное румынское местечко в Воеводине. Так уж получилось, что бабы Бисина сестра «по бабиной линии» в своё время вышла замуж за чистокровного румына и  махнула с ним на ПМЖ аж в Швейцарию. Или сначала махнула в Швейцарию и уже там встретила своего румына из Воеводины… Короче, я в этой истории порядком запуталась. Да оно и неважно. Главное в другом: я открыла для себя новый кусочек сербской жизни — с румынскими узорами.

Ритишево или Ратишор находится в Банате, всего в 13 км от городка Вршац. Рядом проходит международная железная дорога Тимишоара — Выршац — Белград, а до румынской границы просто рукой подать —  каких-то 30 километров.  Впервые село упоминается в письменных источниках XVIII века, но люди обосновались здесь гораздо раньше.

Легенда гласит, что своё название Ратишор получил благодаря трём оврагам, которые и сейчас можно увидеть за зданием старой школы. Говорят, впервые на них набрели в поисках воды трое пастухов. И так им здесь понравилось, что они не только жажду утолили, но и положили начало новому селу.

Долгое время Ратишор принадлежал графству Тимишоара, т.е. Тимишу. Не удивительно, что 95 % населения здесь до сих пор румынское. В начале прошлого века в селе проживало 1 147 человек, из них 1087 были румынами, 22 немцами, 20 сербами, а на оставшиеся 18 «приходились» венгры, хорваты и цыгане. Большинство жителей занималось сельским хозяйством. Ритишево славилось богатыми урожаями кукурузы, пшеницы и подсолнечника.

В 1736 году в Ратишоре построили румынскую церковь Cвятого Николая, вторую в Западном Банате. Её расписал художник из Белой Церкви Сима Якшич, чей талант был признан во всей Воеводине. Чуть позднее в селе появилась и восьмилетняя школа «Михай Эминеску».

Дальше — больше.  В 1878 году здесь возник первый хор, а через пятьдесят лет  дирижер Иосиф Враньянцу основал ансамбль «Дойна». Приблизительно в то же время церковная коммуна купила здание для сельского дома культуры. Была в Ратишоре и собственная библиотека, возглавляемая священником Кузманом Лаппедой. Размещалась она в здании школы. Здесь, под тростниковой крышей,  не только раздавался звон колокольчика, созывавшего школяров, но и хранились важные документы. Среди них — протоколы церковных и школьных циркуляров, ставшие настоящим сокровищем для исследователя Георге Новака, автора книги «Обучение в Банате в XIX веке», вышедшей в 2016 году. Население современного Ритишево — это… 300 человек. Большинство давно отправилось на поиски лучшей жизни за границу или переселилось в города. Домашние хозяйства опустели. Мы приехали первого мая, прошли по селу и не встретили ни одного человека! Чуть позднее к нашей радушной хозяйке заглянул сосед, а так — тишина, нарушаемая лишь пением птиц. Даже как-то не по себе делается — словно вымерло всё.


Сразу вспомнилась воеводинская Црепая, где жизнь била ключом даже в феврале. Но майское Ритишево наполнено заброшенными полями, заросшими огородами и вздыхающими по прежней жизни виноградниками. А ведь богатейшее было село, если судить по принявшему нас гостеприимному дому и его соседям. Хотя бы наличие двух внутренних дворов уже о многом говорит, а в многочисленных комнатах можно легко разместить небольшой отель.


Всё Ритишево утопает в зелени. Местные хозяйки обожают цветы не меньше, чем жительницы Обреновца или Ниша. Повсюду — герани, бегонии, розы и неизвестные мне кустарники, впечатляющие разнообразием листьев самых разных форм и цветов.А деревья! Вот эти две шелковицы, например, давно уже отпраздновали столетний юбилей. На одной приютился улей — на случай, если во дворе появится заплутавший пчелиный рой.

Что отличает румынское село от сербского, так это обилие декоративных деталей и садовых скульптурок. В таком количестве я их, пожалуй, встречала только в цыганских дворах. Правда, там лидировали кони и львы, а здесь предпочтение отдают птицам, причём не хищным, а с точностью до наоборот — фазанам, аистам, перепелам. Прибавьте ещё садовых гномов, зайчиков с собачками и меланхолических овечек — вот вам и типичный ратишорский двор.
В общем, Ритишево — красивое село, но навевающее грустные мысли «о тщете всего сущего». Даже Мадонна за оконным стеклом кажется растерянной, потерявшейся во времени. Неужели именно так и «проходит слава мира»? В этом году почему-то отказались возвращаться в старые гнёзда аисты. Прилетели на пару дней и отбыли в неизвестном направлении. Хотя, может, ещё вернутся…