Сегодня Джурджевдан.

У нас, славян и других жителей Балкан и российских просторов, очень даже много общего. Например — встречать весну и, путем передающихся из поколения в поколение обрядов, «обеспечивать» себе счастливый плодородный год. В свое время церковь (и католическая, и православная) «породнила» эти народные традиции со своими праздниками, так и получился Джурджевжан, он же Юрьев День (по имени святого Георгия Победоносца), он же Едерлези (от мусульманского святого Хидир Елеза). Разница, по сути, не так уж велика. Единственное, что хорваты, например, отмечают день Святого Победоносца 23 апреля, а сербы, цыгане или русские — 6 мая.

На Балканах считается, что на Юрьев День злые духи и ведьмы особенно полны сил и постоянно строят козни простому человеку. Для того, чтобы помешать им в этом безобразии, полагалось, например, всю ночь жечь вокруг села костры, как символ победы света над тьмой. Девушки уходили в лес на  так называемый «уранак». На лесной поляне, недалеко от реки собирались цветы и травы для плетения венков. Молодежь опоясывалась прутом ивы (чтобы быть гибкими как «врба»), украшали платья дикой геранью-здравцем (для крепкого здоровья), крапивой  (чтобы сгорели все болезни) и любистоком (чтобы душа благоухала, как он). На рассвете купались, умывались настоянной на травах водой. Домой возвращались под утро и зелеными ветвями и венками украшали окна, двери и калитки, приговаривая при этом: «Da bude zdravljaploda i roda u domupoljutoru i oboru»  («Да будут здоровье, приплод и урожай в доме, поле, хлеву»).

Еще же на Джурджевдан многие сербские семьи, почитающие Георгия Победоносца, как святого покровителя своей семьи, празднуют Славу. Как и положено, в этот день перед иконой Святого Георгия загорается лампада, в церкви освящается славский хлеб («колач»), ровно в полдень зажигается большая свеча, а потом целый день на праздничное застолье приходят гости.

Цыгане празднуют Джурджевдан или Едерлези вне зависимости от того, к какой вере они принадлежат. Это один из самых главных ромских праздников — пробуждения жизни и почитания умерших. Специально к 6 мая полностью отмывается дом, покупаются новая летняя одежда и обувь, а само празднование начинается еще 4 числа, когда вечером зажигаются костры, вокруг которых звучат песни, исполняются танцы. На «уранак» идут 5 мая, точно так же купаются в реке, плетут венки и приносят домой ветки ивы. После «уранка»  покупается ягненок, обязательно белый, потому что черный цвет приносит несчастье. Ягненка домой приводят живого и со словами «На счастье!» украшают ивовыми ветками – символами здоровья и плодовитости.