Косовская филигрань.

Один из древнейших видов художественной обработки металла — филигрань из серебряных и золотых нитей, которые переплетаются подобно паутине, известен среди ювелиров всего мира, и ассоциируется с Косово и Метохией. Филигрань развивалась в Косово под влиянием Византии. Косовская филигрань была широко распространена в старых сербских ювелирных изделиях и представляла собой сербское средневековое наследие, которое в турецкий период стало одним из самые используемых методов обработки ювелирных изделий из серебра и золота.

По ценности выделяется и изготовление тончайшего призренского шелка, вытканного золотыми нитями, из которого шили праздничную народную одежду. Развитие технологии вытеснило на второй план кустарное изготовление украшений, декоративных предметов и предметов домашнего обихода и в южном сербском крае и потому ценность этого ремесла, имеющего долгую традицию, снова актуальна. Изготовленные умелыми мастерами предметы являются драгоценной частью сербского наследия.

В первой половине 15 века в период правления деспота Стефана Лазаревича богатство Косово полезными ископаемыми было основой для развития ювелирного дела в средневековой Сербии. В то время самым большим рудником серебра на Балканах было Ново-Брдо, неподалеку от Приштины, а в этой руде были и примеси золота. Добывалась руда и в Трепче, а благодаря купцам из Дубровника, большие количества серебра поставлялисъ в европейские страны. Уроженцы Дубровника были и первыми золотых дел мастерами в городах Косово и Метохии, от которых местные жители учились совершенству в изготовлении украшений.

Они вносили и свой личный вклад, создавали свой стиль, который в исторических документах назван сербским. Ювелиров называли «куюнджие», а главными центрами этого промысла были Призрен, Печ, Джаковица, Приштина и Янево. Для ювелиров из КиМ было характерно, что в то время они делали украшения в основном из серебра. Это были женские украшения для волос, браслеты, перстни и серьги, а для мужчин — детали из серебра, которыми украшали деревянные части ружей, а позже запонки для рубашек, массивные цепочки для карманных часов.

Со временем увеличивался ассортимент изделей, которые создавали ювелиры. В некоторых музеях до сих пор хранятся очень дорогие и богато украшенные табакерки того периода, а также церковная утварь и предметы домашнего обихода. Постепенно менялась форма, а также орнамент украшений, вместо жемчуга и драгоценных камней все чаще использовались полудрагоценные камни, особенно агат.