Ковильский монастырь: тамплиеры, аисты и с какого берега смотреть «На край света».

… Знаменитое село Ковиль, где буквально на каждом столбе и почти каждом дереве — своё аистово гнездо, мы проехали быстро.Зима, что делать нам в деревне? Февраль — совсем не тот месяц, когда тебя порадуют красноклювые красавцы. Даже сам Ковильско-Петроварадински рит (знаменитый заповедник) смог похвастаться только небольшой лебединой стаей. Но то ли ещё будет весной!

Добираться до монастыря на машине — сплошное удовольствие. Удобная парковка недалеко от ворот, с видом на озеро и теми же гнёздами оставила самое приятное впечатление. И вообще окружающая действительность дышала таким миром и благолепием, что сама по себе напрашивалась мысль: «Очень правильное место выбрал Стефан Первовенчанный для примирения с угарским королём Андриешем. Очень правильное! И большое спасибо Савве Сербскому, что он в том далёком XIII веке все силы к этому миру приложил .»

Собственно, в честь заключённого перемирия и появилась здесь первая церковь, куда приезжали молиться даже из далёкой Жичи. С неё начался монастырь. Но сама она не сохранилась: ведь только в одном XVII веке обитель полностью разрушали четыре раза! Новое здание храма Святых архангелов Михаила и Гавриила появилось в XVIII столетии, на который пришёлся и сам расцвет монастыря. Императрица Мария Терезия в 1758 году жаловала ему особые привилегии, чётко определив при этом и границы владений. А они были немаленькие!

До Второй мировой войны в монастыре хранились картины кисти Тициана и Рафаэля, пропавшие бесследно после бесчинств, которые творили в его стенах венгерские оккупанты. Музыкальной библиотеке повезло гораздо больше. Её начал собирать ещё замонашивший здесь выпускник Венской консерватории Дамаскин Давидович. Она по сей день остаётся одним из богатейших музыкальных собраний в целой Сербии.

У ковильских монахов с музыкой вообще особые отношения. Здесь до сих пор можно услышать настоящие византийские церковные песнопения с тысячелетней историей, что само  по себе уже огромная редкость.

В отличие от других воеводинских монастырских храмов, церковь Святых архангелов построена в рашском стиле, подобно знаменитой средневековой Манасии. И только внутри её — сплошной Ренессанс. Это заслуга иконописца Аксентие Мародича, учившегося в Италии. Кстати говоря, отправили его туда сами ковильские монахи, поэтому иконостас мастер расписал абсолютно бесплатно — в благодарность за обучение. В монастыре хранятся работы и ещё одного знаменитого художника — Уроша Предича.


Ковильский монастырь полон сюрпризов и древних загадок. Если присмотреться, то над позолоченным иконостасом увидишь довольно необычное распятие. Иисуса на нём обвивает орфическая змея, а на каждом луче креста — восьмиугольная звезда с розой. Это символ наследников тамплиеров —  братства розенкрейцеров. Магистр ордена Антон несколько дней жил в обители. Правда, цель его пребывания здесь в далёком XVII веке неизвестна. Да и сам визит многие историки ставят под сомнение.


Сейчас в монастыре во главе с игуменом Порфирием проживает 30 монахов, причём трое из них иностранцы — из Болгарии, Словакии и даже Новой Зеландии. Последний, отец Савва, перешёл в православие в шестнадцать лет, чем, по его словам, завершились его поиски «исторического континуитета». Сначала он жил в одном из австралийских монастырей, но переезд в православную страну был само собой разумеющимся вариантом развития событий. Католическая семья Саввы против его выбора ничего не имеет.

Нашим гидом по монастырю по собственному желанию стал монах Евдоким. Получилось это абсолютно случайно: мы просто заглянули в монастырскую лавочку, где и познакомились. Евдоким старался говорить по-русски, что у него с трудом, но получалось. Специально для нас он открыл  зимний домовой храм в честь преподобных Отцов Афонских, чья роспись была закончена в 2009 году, и гордо рассказывал, что над фресками трудился в том числе и мастер из России. Пообщаться с отцом Евдокимом было довольно интересно, причём не только на темы богословия или монастырской истории. Было видно, что кругозор у этого человека довольно широк.

Вообще, все ковильские монахи постоянно совершенствуют своё образование. Один из них сейчас находится в Риме, а потом отправится на учёбу в Грецию. Они не чужды и светских профессий. В обители есть свой дипломированный офтальмолог, поэтому в планах братьев открытие бесплатной клиники. Монастырь уже финансирует собственную программу бесплатного избавления от наркозависимости и активно в ней участвует. Сейчас существует несколько домов, куда могут обратиться за человеческой и Божьей помощью все желающие излечиться от пагубной привычки.

Жизнь монахов проходит в постоянном труде. Всё, что необходимо для жизни, производится в собственном хозяйстве площадью 50 га. Ему конечно далеко до прежних размеров, но и эта цифра тоже довольно внушительная. Помимо традиционного для монастырей производства мёда и ракии, Ковиль славится фирменным ликёром из зелёных орехов и  лечебными бальзамами и каплями на основе трав. Не последнюю роль играет и маленький свечной заводик.

За монастырскими стенами интересности не заканчиваются. На обочине  дороги в Гардиновцы стоит над чудотворным колодцем не менее известная часовня — «водица» Святой Петки. Рядом возвышается старый дуб, увенчанный аистовым гнездом.  Ствол того гляди развалится и старательно укреплён при помощи арматуры и подпорок. Само дерево несколько лет назад пришлось лишить верхушки — хорошо, что пернатая семья всё же вернулась в родное гнездо, несмотря на то, что оно стало значительно ближе к земле.


Капелла рядом с дубом была построена в 1878 году. Не только вода в колодце, но и само дерево считались чудотворными. Сейчас в это сложно поверить, но часовенка долгое время находилась посредине настоящего дубового леса. Его полностью выкорчевали около 1885 года, освобождая место для нового села — Будисавы.  Несколько десятков лет назад пересох и сам колодец. Но местные жители, проезжая рядом с часовней святой Петки, по-прежнему останавливаются и осеняют себя крестом.

Раньше мимо капеллы часто проезжали гости на знаменитую чарду с романтическим названием «На краю Света». Уютный рыбный ресторанчик на месте бывшего салаша открыл в 1968 году Джордже Вареника. Это было удивительное место, объединявшее богемный Новый Сад с богемным же Белградом. Электричество, водопровод и канализация полностью отсутствовали, что не мешало хозяину потчевать гостей ухой и прекрасным вином, а гостям награждать хозяина староградскими песнями, стихотворными экспромтами и даже дискуссиями по поводу писем Милоша Црнянского Иво Андричу. Письма на память цитировал, кстати, сам Иво Андрич. А уроженец Ковиля, член Сербской академии  наук и искусств, художник Живоин Мишков сам дом превратил в произведение искусства.

Частыми посетителями чарды были Момо Капор, Милорад Павич, Васко Попа, Брана Петрович, Драгош Калайич. Приезжали сюда и «наши» — космонавт Леонид Попов, журналист Андрей Шарый… Да что там — пожалуй, только Тито здесь и не был! Но в 2013 году «за несоблюдение санитарных норм»; последний приют богемы на краю света закрыли. Бывший сарай, ставший кафаной, вернули монастырю Ковиль. Обещанного обновления не последовало: легенду Воеоводины просто снесли. До сих пор появляется немало ностальгических текстов о славных временах, сдобренных доброй толикой нехороших кивков в сторону монастыря.

Но давайте не будем торопиться занимать чью-либо сторону. Ведь, как сказал Андрей Шарый, «на Дунае все очень непросто, кто герой, кто преступник — часто зависит от того, с какого берега смотреть»…

Вера Соколова. Источник