Русский след в Новом Хопово.
Монастырь Ново Хопово на Фрушкой горе — один из самых посещаемых в Воеводине, да и в Сербии тоже. В отличие от других мест, сюда очень легко добраться — нет ни «козьих троп», ни столь привычного бездорожья. Асфальтированное шоссе заканчивается как раз на парковке у монастырских ворот…
…Приезжающие в страну туристы обычно выделяют на посещение «сербского Афона» дня два. Здесь из 35 основанных в XV- XVIII веках монастырей до нашего времени дожило всего 17, причём два открыли сравнительно недавно. Все обители в основном сосредоточены на сравнительно небольшой площади — 50 км в длину и 10 км в ширину, так что «разбить» их на две группы довольно легко, тем более, что Ковилю обычно уделяют отдельное внимание, а более далёким Фенеком просто пренебрегают, хотя и не без вздоха сожаления.
Удивляться нечему: мы ограничены и временем, и финансами. Поездки современного туриста чаще всего напоминают пресловутый галоп по Европам — хочется увидеть как можно больше, забраться как можно дальше, но при этом не переборщить. Правда не с информацией, а именно с первыми двумя ресурсами. Конечно же, нет правил без исключения, да и написанное выше — это вовсе не брюзжание, но грустное размышление без желания кого-либо оскорбить. Сама такая, чего уж тут!☺
А между тем, даже в самой раскрученной туристической точке скрытыми от нас остаются интереснейшие факты, истории, легенды. В лучшем случае, мы прочитаем о них накануне или по следам своего путешествия. В худшем — не узнаем никогда. Вот и Ново Хопово, излюбленное место наших паломников, рискует раствориться в памяти среди десятков других монастырей. И такой яркий русский след на его подворье может остаться незамеченным.
Монастырь Ново Хопово был основан Джордже Бранковичем в XIV веке. В 1555 году сюда перевезли мощи святого Феодора Тирона, сожжённого за отказ приносить жертвы языческим богам семнадцать столетий назад.
Монастырь неоднократно разрушали завоеватели. Сначала здесь бесчинствовали османы. Но после всех австро-турецких войн обитель довольно быстро восстанавливали. Настоящая катастрофа произошла в двадцатом веке. Сначала хорватские усташи, а потом и сами югославские коммунисты практически её уничтожили. Например, колокольня пострадала так сильно, что восстановить её удалось только в 1998 году. Ценнейшая монастырская библиотека же пропала безвозвратно. А ведь именно здесь познавал мудрость мира сам Доситей Обрадович!
Будущий ведущий сербский реформатор приехал в Ново Хопово неполных шестнадцати лет отроду, будучи в полной уверенности, что светская жизнь не для него. Три года будущий министр просвещения и основатель Духовной семинарии провёл за чтением в монастырской библиотеке, чтобы обогатиться новыми идеями и выбрать совершенно другой путь. И тех книг, и сделанных Обрадовичем пометок нам уже в руки не взять.
Говорят, ещё сорок лет назад было сложно даже представить себе, что в Новом Хопово могла размещаться администрация Сремской епархии! Да и сейчас, стоя на продуваемом всеми февральскими ветрами пустынном монастырском дворе, мне потребовалось море воображения, чтобы увидеть царившее здесь в XVIII веке бесконечное движение. Монахи, послушники, ученики монастырской гуслярской школы и будущие живописцы, Жители окрестных мест, постигающие у монахов грамоту и письмо… Ново Хопово по праву считалось культурным и просветительским центром того времени.
Сейчас в монастыре живёт всего три монахини, да и поток гостей в зимнее время превращается в слабый ручеёк. Даже службы проходят в капелле — храм Святого Николы закрыт до прихода тепла.
Несмотря на то, что после Второй мировой войны из 61 иконы уцелело всего 19, внутреннее убранство построенной в 1575-76 годах церкви достойно того, чтобы быть увиденным. Сначала здесь работали талантливые живописцы Афона, и многие их творения хорошо узнаваемы. Например, «Избиение младенцев» — практически копия фрески из святогорского монастыря Лавра. А в XVIII веке храм расписывал Теодор Крачун — легенда сербского барокко.
Да и с архитектурной точки зрения церковь Святого Николы довольно необычна. Построенная в моравском стиле она может похвастаться неожиданной травеей. Причём, если в храмах эти «прямоугольные секции внутреннего пространства» традиционно размещаются в центральной или западной части, то в Новом Хопово травея расположена на востоке.
Но вернёмся к обещанному «русскому следу».
В бурные исторические времена сербские православные монастыри всегда тяготели к России. В наших землях они искали и находили помощь и поддержку, начиная со Святого Саввы Сербского. В XVII столетии в далёкую Москву отправилась и группа Ново-Хоповских монахов. В 1641 году они получили от Михаила Романова грамоту, в которой царь даровал фрушкогорской обители право получения помощи из государственной казны каждые 7-8 лет.
О тех событиях сербы не забыли. И когда беда стряслась уже с самой Российской Империей, страна приняла у себя тысячи русских эмигрантов, в том числе и из числа духовенства. В 1920 году сюда прибыли шестьдесят две русские монахиня во главе с игуменьей Екатериной. Эта подвижница, прославившаяся на родине как автор и активный реализатор концепции деятельного женского монастыря, возродила не только Ново-Хоповскую обитель, но и само сербское женское монашество! К сожалению, повторить лесновский успех игуменье не удалось, хотя при монастыре долгое время существовал приют, в котором жили дети русских эмигрантов. Сейчас в монастыре установлена вот такая памятная табличка.
Досточтимая матушка Екатерина скончалась в Новом Хопово в 1925 году, здесь же и похоронена. Монахини были вынуждены покинуть обитель в 1943-м. Долгое время было неизвестно, где находится могила игуменьи. Место её упокоения нашли лишь в 1984 году. Когда же гробницу вскрыли, то с удивлением обнаружили, что тело матушки Екатерины тление не тронуло! Это было однозначно воспринято как знак святости, но сама канонизация игуменьи произошла гораздо позже — в 2010 году.
«Отеческие гробы» на чужбине производят на меня огромное впечатление. Да, эти люди лежат в братской, но всё равно чужой земле. И пусть живущий во мне историк всё прекрасно понимает, моя женская сущность считать сей факт обыденным отказывается. Нет, я отнюдь не призываю срочно перенести все захоронения на родину. Я полагаю правильным и, если хотите, необходимым для нас, связанных кровными узами с Россией, не забывать эти могилы. По возможности приходить к ним, передавать привет из такой далёкой России, которую эти люди долгие годы могли лишь видеть во сне.
Их так много, «отеческих гробов», разбросанных по всему огромному миру. И место упокоения графини Евгении Борисовны Ефимовской — всего лишь один из них. Найти его очень просто: Сербия, Фрушка Гора, монастырь Ново Хопово, у входа в церковь Святого Николы…
Вера Соколова.