Русский след в Новом Хопово.

Монастырь Ново Хопово на Фрушкой горе — один из самых посещаемых в Воеводине, да и в Сербии тоже. В отличие от других мест, сюда очень легко добраться — нет ни «козьих троп», ни столь привычного бездорожья. Асфальтированное шоссе заканчивается как раз на парковке у монастырских ворот…

…Приезжающие в страну туристы обычно выделяют на посещение «сербского Афона» дня два. Здесь из 35 основанных в XV- XVIII веках монастырей до нашего времени дожило всего 17, причём два открыли сравнительно недавно. Все обители в основном сосредоточены на сравнительно небольшой площади — 50 км в длину и 10 км в ширину, так что «разбить» их на две группы довольно легко, тем более, что Ковилю обычно уделяют отдельное внимание, а более далёким Фенеком просто пренебрегают, хотя и не без вздоха сожаления.

Удивляться нечему: мы ограничены и временем, и финансами. Поездки современного туриста чаще всего напоминают пресловутый галоп по Европам — хочется увидеть как можно больше, забраться как можно дальше, но при этом не переборщить. Правда не с информацией, а именно с первыми двумя ресурсами. Конечно же, нет правил без исключения, да и написанное выше — это вовсе не брюзжание, но грустное размышление без желания кого-либо оскорбить. Сама такая, чего уж тут!☺

А между тем, даже в самой раскрученной туристической точке скрытыми от нас остаются интереснейшие факты, истории, легенды. В лучшем случае, мы прочитаем о них накануне или по следам своего путешествия. В худшем — не узнаем никогда. Вот и Ново Хопово, излюбленное место наших паломников, рискует раствориться в памяти среди десятков других монастырей. И такой яркий русский след на его подворье может остаться незамеченным.

Монастырь Ново Хопово был основан Джордже Бранковичем в XIV веке. В 1555 году сюда перевезли мощи святого Феодора Тирона, сожжённого за отказ приносить жертвы языческим богам семнадцать столетий назад.
MyCollages.jpg
Монастырь неоднократно разрушали завоеватели. Сначала здесь бесчинствовали османы. Но после всех австро-турецких войн обитель довольно быстро восстанавливали. Настоящая катастрофа произошла в двадцатом веке. Сначала хорватские усташи, а потом и сами югославские коммунисты практически её уничтожили. Например, колокольня пострадала так сильно, что восстановить её удалось только в 1998 году. Ценнейшая монастырская библиотека же пропала безвозвратно. А ведь именно здесь познавал мудрость мира сам Доситей Обрадович!

Будущий ведущий сербский реформатор приехал в Ново Хопово неполных шестнадцати лет отроду, будучи в полной уверенности, что светская жизнь не для него. Три года будущий министр просвещения и основатель Духовной семинарии провёл за чтением в монастырской библиотеке, чтобы обогатиться новыми идеями и выбрать совершенно другой путь. И тех книг, и сделанных Обрадовичем пометок нам уже в руки не взять.

Говорят, ещё сорок лет назад было сложно даже представить себе,  что в Новом Хопово могла размещаться администрация Сремской епархии! Да и сейчас, стоя на продуваемом всеми февральскими ветрами пустынном монастырском дворе,  мне потребовалось море воображения, чтобы увидеть царившее здесь в XVIII веке бесконечное движение. Монахи, послушники, ученики монастырской гуслярской школы и будущие живописцы, Жители окрестных мест, постигающие у монахов грамоту и письмо…  Ново Хопово по праву считалось культурным и просветительским центром того времени.

Сейчас в монастыре живёт всего три монахини, да и поток гостей в зимнее время превращается в слабый ручеёк. Даже службы проходят в капелле — храм Святого Николы закрыт до прихода тепла.
Ikonostas-manastira-novo-hopovo-1024x768.jpg

Несмотря на то, что после Второй мировой войны из 61  иконы уцелело всего 19, внутреннее убранство построенной в 1575-76 годах  церкви достойно того, чтобы быть увиденным. Сначала здесь работали талантливые живописцы Афона, и многие их творения хорошо узнаваемы. Например, «Избиение младенцев» — практически копия фрески из святогорского монастыря Лавра. А в XVIII веке храм расписывал Теодор Крачун — легенда сербского барокко.

Да и с архитектурной точки зрения церковь Святого Николы довольно необычна. Построенная в моравском стиле она может похвастаться неожиданной травеей. Причём, если в храмах эти «прямоугольные секции внутреннего пространства» традиционно размещаются в центральной или западной части, то в Новом Хопово травея расположена на востоке.

Novo-Hopovo-101.jpg

Но вернёмся к обещанному «русскому следу».

В бурные исторические времена сербские православные монастыри всегда тяготели к России. В наших землях они искали и находили помощь и поддержку, начиная со Святого Саввы Сербского. В XVII столетии в далёкую Москву отправилась и группа Ново-Хоповских монахов. В 1641 году они получили от Михаила Романова грамоту, в которой царь даровал фрушкогорской обители право получения помощи из государственной казны каждые 7-8 лет.

О тех событиях сербы не забыли. И когда беда стряслась уже с самой Российской Империей, страна приняла у себя тысячи русских эмигрантов, в том числе и из числа духовенства. В 1920 году сюда прибыли шестьдесят две русские монахиня во главе с игуменьей Екатериной. Эта подвижница, прославившаяся на родине как автор и активный реализатор концепции деятельного женского монастыря, возродила не только Ново-Хоповскую обитель, но и само сербское женское монашество! К сожалению, повторить лесновский успех игуменье не удалось, хотя при монастыре долгое время существовал приют, в котором жили дети русских эмигрантов. Сейчас в монастыре установлена вот такая памятная табличка.

DSCN0888.jpg
Досточтимая матушка Екатерина скончалась в Новом Хопово в 1925 году, здесь же и похоронена. Монахини были вынуждены покинуть обитель в 1943-м. Долгое время было неизвестно, где находится могила игуменьи. Место её упокоения нашли лишь в 1984 году. Когда же гробницу вскрыли, то с удивлением обнаружили, что тело матушки Екатерины тление не тронуло! Это было однозначно воспринято как знак святости, но сама канонизация игуменьи произошла гораздо позже — в 2010 году.

«Отеческие гробы» на чужбине производят на меня огромное впечатление. Да, эти люди лежат в братской, но всё равно чужой земле. И пусть живущий во мне историк всё прекрасно понимает, моя женская сущность считать сей факт обыденным отказывается. Нет, я отнюдь не призываю срочно перенести все захоронения на родину. Я полагаю правильным и, если хотите, необходимым для нас, связанных кровными узами с Россией, не забывать эти могилы. По возможности приходить к ним, передавать привет из такой далёкой России, которую эти люди долгие годы могли лишь видеть во сне.

Их так много, «отеческих гробов», разбросанных по всему огромному миру. И место упокоения графини Евгении Борисовны Ефимовской — всего лишь один из них. Найти его очень просто: Сербия, Фрушка Гора, монастырь Ново Хопово, у входа в церковь Святого Николы…
DSCN0878.jpg

Вера Соколова.