Вышеградский мост и его братья
В XVI и XVII веках Османскую империю воспринимали как державу неограниченно мощи , а её армия была «страхом и трепетом Европы», перед ней даже «самые далёкие христианские монархи дрожали в своих столицах», ведь им казалось, что она «завоюет и удержит значительную большую империю, и даже всю Европу до западного океана». Тогда европейские авторы не сомневались, что османские архитекторы способны, к примеру строить мосты. Хотя Османская империя некогда была великой державой, после поражения армии Кара Мустафы под Веной в 1683г. её мощь стала ослабевать. Империя, которую считали прежде самой могущественной державой в мире, постепенно становилась «умирающим львом». Тогда жители Запада стали по-другому ставить вопрос о турке : « И это тот самый муж, из-за которого трепетала земля, который потрясал империи, который превратил мир в пустыню и уничтожил его города ?»
Одновременно изменилось и восприятие османской цивилизации и культуры». Авторы второй половины XIX века не сомневались, что турки являются просто «азиатскими варварами в Европе». Параллельно с этим восприятием Османской империи как слабеющего и нецивилизованного государства росли сомнения в способности османов на ниве культуры и архитектуры, особенности в их способности строить мосты. Некоторые полагали, что за весь долгий период существования своей державы турки так и никогда и не преодолели определённой ступени развития в строительстве домов, и что турецкие мечети ( за исключением их минаретов) всегда являются «копиями Святой Софии с незначительными вариациями, и их нельзя считать оригинальными». В случае большинства каменных мостов в Османской империи считались сооружениями древних римлян или греков Византийской империи. В начале XX века было общеизвестно, что турки не умеют строить дороги или возводить мосты. Эта недооценка османских способностей достигла пика после публикации картин художницы Шарлотты до Лозен, написанных в Далмации и Герцеговине. Особенно ей понравился Мостар и его каменный мост , который она описала как обломок римской цивилизации посреди турецкого варварства :
«Его прославленный мост одной-единственной аркой связывает два берега и возносится посреди турецкого варварства как изумительный обломок римской цивилизации. Жаль, сто история не предоставляет нам каких-либо достоверных сведений об этом выдающемся памятнике. Большинство приписывает его создание императору Траяну, некоторые –Адриану. На обеих опорах моста есть надписи на турецком языке, одна из которых датирована 1659г. Вероятно они появились во время перестройки моста, проведённой в тот период. Народная молва турок приписывает строительство мостарского моста Сулейману II. Но хотя первоначальное сооружение скрыто переделками, нет никаких сомнений в его происхождении. Форма арки. Величественность стиля. Смелость и лёгкость пропорций указывают на древнюю традицию». (Charlotte de Lazen, L’ Herzegovine et lepont de Mostar). Вот так — что захотел увидеть, то и увидел.
Эти многочисленные разговоры об истинных строителях мостов дали толчок к научному и комплексному изучению зданий и сооружений османского наследия . Историки, археологи, лингвисты, инженеры и строители детально изучали творения древних архитекторов и инженеров. Когда в начале XX века уже нельзя было пренебречь доказательствами османского происхождения моста. Некоторые авторы , будучи не в состоянии примириться с этим фактом . продолжали попытки доказать обоснованность предания о его римском происхождении : «Даже если теперь доказано , что он турецкого происхождения и построен во время Сулеймана II ( 1566г.), возможно, что на этом месте прежде стоял римский мост и поэтому возникло предание о его римском происхождении» (Munro Robert. Rambles and Studies in Bosnia-Herzegovina and Dalmatia. Издание 1900 г.)
Знаменитый мост на Дрине в Вышеграде также представляет собой пример ошибочной атрибуции. Фотография моста в Вышеграде , опубликованная в книге немецкого путешественника Луиса Матцхольда в 1936г. имеет надпись : «Старый римский мост через Дрину». Как было сказано выше, «Римские мосты» на территории бывшей Югославии на самом деле к античному периоду не относятся, но народ традиционно называет их именно так. Большая часть сохранившихся мостов – из османского периода. Возможно, это народная память, переходящая из поколения в поколение, уходящая своими корням в далёкие времена, когда здесь действительно жили античные римляне. Феномен коллективной памяти сложно объяснить. Но когда дело доходит до археологических исследований, часто оказывается, что народные предания точны. С другой стороны, римский мост – это ещё и тип сооружения. Конечно, не римляне их строили, но используемые материалы, вид (каменные арки, соединяющие столбы) и само ведение работ – античные. Все эти «Римские» или османские мосты с просторов бывшей Югославии строились именно так. Логично, что с течением времени многие из этих мостов получили личные имена, зависящие от специфики конкретного места, но название «Римский мост» всё равно продолжали использовать. Откуда людям того времени были известны «римские времена» мы не знаем.
Из исторических летописей также известно, что многие османские высокие чиновники, уроженцы Боснии, добившись успеха и поднявшись по чиновной лестнице, помогали своим землякам и близким, строя в память о себе «на доброе дело» т. н. задужбины – общественно-полезные сооружения: мосты, школы, водоемы, хамамы, крытые базары.
Вишеградский мост, или мост Мехмеда-паши,
Иво Андрич. «Мост на Дрине». —
«Этот каменный мост, бесценное строение непревзойденной красоты, какого не имели и несравненно более зажиточные и бойкие города («таких мостов в империи всего раз-два и обчелся», – говорили в старину), был единственной постоянной и надежной переправой на всем среднем и верхнем течении Дрины и необходимым звеном той дороги, которая связывала Боснию с Сербией, а через Сербию – с прочими провинциями Турецкой империи, вплоть до самого Стамбула. Город же со всеми своими предместьями был всего лишь поселением, естественно и неизбежно возникающим на узловых перекрестках караванных путей и по сторонам важных и больших мостов».
11-пролётный каменный мост длиной 180 метров, перекинутый через реку Дрину в боснийском городе Вишеграде. Представляет собой значительный памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Мост был выстроен в 1577 г. по проекту Мимара Синана, а заказчиком выступил уроженец этих краев, Мехмед-паша Соколович. Помимо эстетических и инженерных достоинств, Вишеградский мост известен своей бурной историей. Во время Первой мировой войны три пролёта моста были разрушены, во время Второй мировой войны пострадали ещё пять пролётов. В 2007 г. ЮНЕСКО включило Вишеградский мост в число памятников Всемирного наследия.
В Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине начиная с хорватского историка Милана Шуфлая и его творчества 1920-х годов, получил широкое распространение тезис о том, что «граница на Дрине» представляет собой существовавшую со времён античности цивилизационную границу между Востоком и Западом, православием и католицизмом
Этот монументальный мост является и главной достопримечательностью Вишеграда . Большую популярность мосту принес писатель Иво Андрич, написавший роман «Мост на Дрине», за что писатель получил Нобелевскую премию по литературе в 1961 году. Мост на Дрине как бы соединял два мира, разделенных глубокими, неодолимыми противоречиями. Образ моста на Дрине, воссоединяющего два берега, две культуры, две цивилизации, две ветви одного народа, стал своеобразным фокусом, символом всего дальнейшего творчества Иво Андрича. Благодаря ему он сумел дать замечательную яркую и живую картину жизни своего народа в течение столетий. Вышеград, Травник, Сараево, как и позже Белград, стали главными вехами на всем творческом пути Андрича. В самом городе портреты Андрича можно увидеть во всех административных центрах города, сувенирах, а также в частных домах и граффити на стенах города. В Вишеграде очень тесно переплетается европейская и ближневосточная культура, особенно это заметно по архитектуре и традициям местного населения. Сам город, как и его знаменитый мост, обросли легендами и поверьями, как и положено всем средневековым городам.
Иво Андрич. Мост на Дрине.
«За шестьдесят с небольшим лет своей деятельности Мехмед-паша служил при дворе трех султанов и, вкусив и в радости и в горе то, что дано изведать редким избранным, вознесся на невиданные вершины могущества и власти, на которых мало кто, достигнув их, мог удержаться. Этот человек, как бы вновь рожденный на чужбине, куда мы даже мысленно не можем последовать за ним, должен был забыть все, что он оставил в том краю, откуда некогда его увезли. Забыл он, несомненно, и переправу через Дрину у Вышеграда, пустынный берег и путников, дрожащих от стужи и неизвестности, громоздкий, источенный червями паром, страшного паромщика и крики голодных ворон над мутной водой. Но ощущение физической боли, вызванное всеми теми впечатлениями, никогда его не покидало. Наоборот, с годами, к старости, оно все чаще напоминало о себе знакомой с детства болью, столь отличной от всех прочих телесных страданий и недугов, припасенных ему жизнью под конец: черное острие пронзало его грудь, рассекая ее пополам. Закрыв глаза, визирь тогда покорно ждал, когда минует черная пронзающая мука и боль утихнет. В одно из таких мгновений ему пришла в голову мысль, что он бы мог избавиться от страшной муки, навсегда разделавшись с паромом на далекой Дрине, воплощением бедствий и мрака, если бы перекинул мост над злой рекой, соединив крутые ее берега и концы разорванной дороги и прочными узами связав навсегда с Востоком Боснию – край, откуда он происходил, с краем, где он теперь жил. Так в этот миг визирю первому сквозь смеженные веки представился четкий и стройный силуэт большого каменного моста, который должен был быть здесь возведен».
Сербский режиссёр Эмир Кустурица рядом с мостом 28 июня 2011г. начал строительство Андричграда. Это нечто среднее между античным городом и восточной крепостью османской эпохи. В 2014г., в год столетия Первой мировой войны строительство Андричграда было завершено. В одном из своих интервью Кустурица сказал: «В нашей стране все было разрушено временем и войнами . У нас от великолепной средневековой сербской цивилизации осталось лишь несколько руин. С помощью Андричграда я просто хочу создать связь с древними временами. Восстановить город, как если бы он всегда там был. Ничего больше, ничего меньше». —
Небольшой искусно созданный город привлекает туристов своими кафе и сувенирными лавками. При свете ночных огней Вишеград и Андричград погружают отдыхающих в атмосферу средневековья, где царит мистика и многозначительная тишина.
Мостарский мост или Старый мост (серб. Stari most) — пешеходный арочный мост через реку Неретва, в боснийском городе Мостар. Архитектурный символ Мостара.
Мост был построен в 1557—1566 годах в период господства Османской империи при султане Сулеймане Великолепном под руководством зодчего Мимара Хайреддина (один из учеников придворного архитектора Миара Синана , который спроектировал и построил Вышеградский мост). Этот удивительный мост перекинут через Неретву в том месте, где скалистые берега сужаются и пенящиеся воды глубокой реки пробиваются сквозь настоящий лабиринт из скал. Мост состоял из 456 известняковых блоков Конструкция моста состояла из одной арки высотой 17, 85 метров в высшей точке( 19 м. вместе с парапетом), длина составляла 27, 34 метров и ширина 4, 56 метра. Эти пропорции придавали сооружению видимую элегантную лёгкость. По обеим сторонам Старого моста до сих пор стоят башни, в которых некогда располагался отряд из 160 человек, стороживших мост и днём и ночью. Местное население обе башни вместе с мостом именовало Замком. Крепостная башня на левом берегу называлась Герцегуша, а на правом –Халебия или Человина.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня представляет собой современную копию древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими боевиками в 1993 году, и восстановленный в 2004 году. Каменный мост в Мостаре считался одним из видных достижений золотой эпохи османской архитектуры. И многие были убеждены, что это «самый большой и красивый памятник не только Мостара, но и всех Балкан». Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». Османский путешественник Эвлия Челеби XVII века замечал, что «пошёл шестнадцать империй и не видел такого красивого и высокого моста».
Старый мост простоял 427 лет, пока 9 ноября 1993 года во время хорватско-боснийской войны не был полностью разрушен. Мост долго символизировал мирное сосуществование многонационального населения Мостара и всей Боснии и Герцеговины. Именно символическое значение моста послужило причиной его уничтожения. Армия боснийских хорватов начала обстрел моста из 100 мм пушек танка Т-55 с расстояния два километра с холма Хум на юго-западе. Танковый обстрел длился два дня. До обрушения он получил свыше 60 попаданий. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую мост опирался.
В июне 1994 года на место разрушенного моста были направлены специалисты ЮНЕСКО. На предложение ЮНЕСКО, Всемирного банка и мэрии Мостара восстановить мост в 1998 году откликнулись Банк развития Европейского совета, Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция. Стоимость восстановления превысила 15 миллионов евро. Научные и археологические изыскания проходили два года. В июне 2001 года были начаты строительные работы, однако первый камень арки был заложен только в апреле 2003 года. При восстановлении моста применялся камень из местных карьеров. Турецкая строительная компания использовала технологии Османской империи. Блоки скреплялись между собой с помощью скрытых сводовиков, штифов и скоб. Со дна реки водолазами венгерской армии были подняты и использованы упавшие части старого моста. В результате после восстановления мост выглядит как действительно «старый». В 2004 году при участии руководителя ЮНЕСКО и президента Боснии и Герцеговины мост был открыт.
Одним из развлечений туристов и традиционным заработком молодых людей города являются прыжки в реку Неретву с центра Старого моста (высота прыжка зависит от уровня воды в реке, от 24 до 30 метров). Поскольку вода в реке очень холодная, это занятие ещё более рискованное и требует высочайшего мастерства и тренировок с раннего возраста. Практически традиция появилась сразу после постройки моста, первое письменное свидетельство относится к 1664. В 1968 обычай получил официальный статус ежегодных состязаний, которые проводятся каждое лето в конце июля.
Most na ušću Žepe u Drinu ( Мост на месте впадения Жепы в Дрину ).
Считается, что рассказ Иво Андрича «Мост на Жепе» является первоначальным наброском к роману «Мост на Дрине». Два самых важных, по крайней мере, в литературе моста во всей Боснии – мост на Дрине и на Жепе , – были построены из одного белого камня , добытого в каменоломне у Вышеградской бани, а также заботами и деньгами потурченцев, или принявших ислам сербов, Мехмед-паши Соколовича и Юсуфа Ибрахима, а увековечены скупыми и мудрыми словами Андрича, человека, который своему герою подарил свой девиз «В молчании – уверенность». Судьба моста на Жепе из рассказа Андрича могла бы быть такой же, как и у его моста-собрата с Жепских водопадов. Мост у Жепских водопадов пытались реконструировать, но ничего хорошего из этого не получилось. Сейчас он загромождён строительным мусором и забыт.
Строительство моста на Жепе имеет отношение к известному мосту Мехмед паши Соколовича в Вишеграде. Одна версия предполагает , что его построил ученик Мимара Синана, который мечтал в то время превзойти своего учителя. По другой легенде, визирь Юсуф, который также родился в этих краях, пригласил итальянского строителя, которому и поручил строительство этого моста. В то время как мост в Вышеграде подкупает своим размером и стилистическим совершенством, мостарский мост своей элегантностью, то этот, совершенно небольшой, состоящий из одного порта, покоряет своей силой и красотой, воздвигнутый между крутых, почти вертикальных, скал ущелья. Кто бы мост не проектировал и строил, он сотворил образец, достойный знаменитого моста в Вишеграде. Мост на Жепе считается одним из самых красивых и элегантных построек своего рода в Боснии и Герцеговине. Судя по дерзости конструкции, его строитель в совершенстве владел архитектурными знаниями своего времени. До искусства средневековых строителей, видимо, не доросли те, кто выполнял работы по обновлению опор моста в семидесятых годах прошлого века, потому что один из столбов упал и вызвал трещину порта. Появившаяся трещина на мосту могла означать начало конца этого сооружения 16 века. Из-за строительства водохранилища на озере Перучац мост попадал в зону затопления, поэтому было принято решение о переносе моста ближе к селу.
Arslanagića most u Trebinju. (Мост Арсланагича в Требине).
Мост Арсланагича в Требине. Мост Арсланагича или Перовичев мост, мост на Требишнице в Требине, включён в список культурного достояния Республики Сербской. Мост находился на дороге, соединяющей Дубровник и Герцег Нови с Цариградским путём. По общепринятому мнению, мост был построен по приказу великого визиря Мехмед-паши Соколовича в1574 г., а название получил по Арслан-аге, турку, который в 1687 г. Прибыл из Герцог-Новог и получил владения восточнее Требине и право получать налог за переход моста на Требишнице. Некоторые предполагают, что Мехмед-паша сам оплатил строительство моста на Требишнице, который был вскоре снесён водными потоками, а нынешний мост – творение ученика школы Мимара Синана другой половины 16 века, а сам мост получил название после прихода в эти места австро-венгерской администрации в 1908г..
В конце Второй мировой войны, точнее в 1944 году, четники пробовали разрушить этот мост. Во время взрыва было уничтожено только левое крыло моста длиной около 8м, которое поле войны было восстановлено. После строительства ГЭС и появления водохранилища в 1965 г. мост был затоплен. По просьбе Института защиты памятников культуры, мост разобрали и перенесли вниз по течению в 1966 г., когда была спущена вода. Его установили между сёлами Градина и Полицы. Во время войны в Боснии и Герцеговине, а точнее в 1993 г., местная администрация изменила название моста на Перовичев. Согласно преданию, до перехода в ислам Арсланагичи были Перовичами.
Kozju Ćupriju u Sarajevu. (Козий мост в Сараево). Stari Grad
Каменный мост на реке Миляцке, находится в Сараево, в Старом городе. Это один из красивейших сохранившихся мостов в столице Боснии Сараево и её окрестностях и один из четырёх каменных мостов в районе Сараево, который сохранился до наших дней . Этот мост был частью торгового пути, связывающего Константинополь со странами Запада. Считается, что мост был построен под покровительством Мехмед-паши Соколовича.
Vezirov most. (Мост визиря).
Мост визиря. По всем имеющимся сведениям мост был построен Великим визирем Мехмедом-пашой Соколовичем в 16 веке. В течение многих лет он был единственным мостом Подгорицы. Это был арочный каменный мост с одной большой аркой и небольшими боковыми аркадами, через которые проходили воды во время подъёма уровня реки Мораче в результате больших дождей. После Второй мировой войны Везиров мост был принципиально реконструирован ( практически построен заново), и его название было изменено на мост Вака Дуровича (Vaka Đurovića).
Ниже представляем список мостов, которые сохранили в народе название «Римский».
Римский мост – Куманица, Иваница, Сербия: находится вблизи Иваницы в селе Куманица на реке Моравица (Западная Морава). Сейчас это исключительно пешеходный мост, хотя в османские времена по нему проходили гружённые повозки. Кто и когда его построил неизвестно.
Римский мост (Most na Plandištu) – Сараево, Босния. Каменный мост на реке Босна, недалеко от Сараевского пригорода Илиджа, Каменный мост середины 16 века. Мост построен на месте бывшего римского моста. Мост является охраняемым памятником культуры. Предполагается, что его создал великий визирь Рустем-паша Опукович, который был родом из этих мест. Длина моста около 40 м, ширина 4,5 м. Состоит из семи портов, самый большой из которых средний. Настоящий представитель османской архитектуры. Считается, что был построен на месте бывшего римского моста.
Римский мост – „Латинская чуприя“, Любовия, Сербия. Каменный мост, который перекинут через небольшую горную реку. Скорее всего, первый мост здесь был построен ещё во времена античных римлян, но современный вид он получил при османах.
Римский мост – Моштаница, Никшич, Черногория: каменный мост, вблизи которого действительно находится римское кладбище.
Римский мост – Бистрица, Бело Поле Черногория: каменный мост 17 века.
Римский мост — „Терзийский мост“, Джаковица, Сербия: каменный мост через реку Рибник, построен в 15 веке, но современный вид получил в 18 веке.
Римский мост – „Войновича мост“, Вучитрн, Сербия: самый старый каменный мост в Сербии, построен в 14 веке. Когда-то был построен через реку Ситницу, но она изменила своё течение и сейчас мост находится посредине Вучитрна.
Римский мост – „Каменный или Душанов мост“, Скопле, Македония: мост, который перекинут через Вардар и является символом Скопля. Мост построен в 15 веке по приказу Мехмед-паши Соколовича на остатках античного моста.
Примечание. Рустем-паша Опукович был родом из боснийской семьи Опуковичей или Чигаличей, проживавших в Сараево. Он был Великим визирем до Мехмед-паши Соколовича
В статье были использованы материалы из книги Божидара Езерника «Дикая Европа». Издательство «Лингвистика», Москва. 2017г. и Владислава Баяца «Хамам «Балкания». Издательство Лимбус Пресс. Санкт-Петербург. 2017г.
Сергей Тюриков. Вера Соколова.