Экологически чистая Сербия
Давно собиралась рассказать о том, как живёт сейчас сербское село. Тем более, что в сентябре мы всем семейством гостили аж в двух «чисто деревенских», то бишь «селячких» семьях. А поскольку обе они с нами в том или ином родстве, то и спрашивать о всяческих подробностях их жизни мы не очень стеснялись. Чем с вами и делимся!
Легко ли быть сербским крестьянином? Да не очень. Если жить своим трудом, то придётся забыть и об отпусках, и о выходных днях. Своё хозяйство требует постоянного внимания, а чем оно больше — тем свободного времени меньше. Умные люди говорят, что для того, чтобы свести концы с концами, сейчас нужно обрабатывать не менее 30 гектаров земли, содержать не менее трёх коров, кур, свиней и не забыть о собственном огороде. А теперь представьте, что всё это сваливается на плечи одной конкретной семейной пары. Хорошо, что есть бабушки-дедушки, потому как выросшие дети стараются из села сбежать. Видимо, чтобы не думать о грустном, хозяйки украшают свои «авлии», как могут.
Ещё немножко сухих цифр. В один гектар земли нужно вложить не менее 900 евро. Если год хороший, то получишь с него, например, 12 тонн кукурузы. Цена кукурузы на бирже сейчас — 16 динаров за килограмм, то есть 1656 € за весь урожай или 1656-900=756 € чистого дохода. Но это в самом лучшем варианте, когда и вложили не больше, и получили не меньше, да и продали всё. Казалось бы — что может быть лучше и выгоднее? Ан нет, последнее время приходится всё чаще обращаться к государству за кредитами. В нашей општине можно получить 5 миллионов динаров на три года. Если берёшь «под зерно», то должен вернуть державе на 6 % больше полученного, а если «под мясо» — на 4 %. Поэтому с ностальгией вспоминают славные времена кооперативов, когда и давалось больше, и платилось легче. Они и сейчас есть, кстати, но не в таком количестве — побаиваются люди сельхозобъединяться.
Семья наших кумовьёв вообще отказалась от продажи государству продуктов своего труда — не выгодно. Теперь даже на рынок не выходят, чтобы не платить «за тезгу» (прилавок) и разрешение на торговлю, а имеют постоянных частных клиентов, которые приезжают сами за яйцами или домашней колбаской. Овощи, мясо — только для себя. От коровы отказались, вместо неё на скотном дворе коза поселилась. Семью обеспечить, в принципе, получается. Куры, свиньи, огород не дают пропасть. Хорошо, что трактор есть — огромное подспорье, потому что нанимать никого не нужно. Хозяйство тихо варится в собственном соку. К новому не рвутся, обрабатывают-поливают по-старинке. А у хозяина больше времени на рыбалку и голубей остаётся.
А вот родственники «по бабиной линии» по-прежнему с державой в рыночных отношениях. Это сразу видно: хозяйство здесь крепче и в три раза больше. Каждый день приезжает закупщик с молокозавода, разрешение на торговлю регулярно продлевают. Вся техника в полной боевой готовности. Всё, что положено иметь уважающему себя «селяку», в наличии — от кур и огорода до стада коров и полей «под кукурузу». Но хозяин сетует, что каждый год доходы всё меньше, потому что зависит он от закупочных цен, а они, ой как нестабильны!
Можно ли сказать, что в этом хозяйстве совершенно не используют удобрения или не опрыскивают садовые деревья? А по-другому, друзья мои, урожай не вырастишь! Другое дело, что химией не злоупотребляют, а куры и коровы всё лето на травке, а зимой — на сене-кукурузе. Огород тоже кроме навоза ничем не закидывается. Поэтому у всего вкус и вид природный. Нет здесь одинаково-глянцевых помидоров строго определённого размера, зато и вкус у них сладкий (!!!). Желточки оранжевые, а не блёкло-жёлтые. Не говорю уже о каймаке, сыре, сметане и прочих молочных вкусностях. Хозяйка до сих пор сама хлеб печёт, и поверьте мне, друзья мои, ничего вкуснее я не ела!
P.S. Девчонки мои тоже к сельской жизни приобщились: получили в подарок от бабушки двух цыплят, назвали их Цыпа и Пипа и повезли домой воспитывать. Как ни странно, пернатые выжили и до сих пор чувствуют себя великолепно. Если раньше Дуне приходилось воспитывать нашего кота, никогда раньше в цыплячьем обществе не находившегося и потому посчитавшего Цыпу и Пипу предметом охоты, то теперь он сам тихонечко сидит в сторонке, пока пернатые тинэйджеры проверяют содержимое его миски — выросли и обнаглели, короче говоря.
Вера Соколова