«Перед дождём»
Милчо Манчевски — американский кинорежиссёр и сценарист македонского происхождения. Его фильмы «Перед дождем», «Пыль», «Тени», «Матери» являются лауреатами более 40 международных наград, включая Золотого Льва в Венеции и номинацию на премию «Оскар».
Философский триптих «Перед дождём» посвящён трагедии Балкан — войне начала 90-х. Он вышел в 1994-м, за год до «Андеграунда» Эмира Кустурицы. И если Кустурица предпочёл обыгрывать национальную трагедию в своём фирменном полушутливом тоне, то у Манчевски всё обстоит гораздо радикальнее.
Три части картины («Слова», «Лица», «Фотографии») расположены таким образом, что герои то умирают, то оживают снова. А всё потому, что Манчевски предлагает посмотреть на одни и те же события глазами разных персонажей Причём между собой они общаются на македонском, английском, албанском, французском и даже немецком языках, а сюжет дополнен сценами православного и католического богослужения.
Завораживающая драма с блестящей операторской работой (Мануэль Теран) сделана в форме современной притчи из трех частей с тремя возможными вариантами развития событий. Главным героем можно условно назвать фотографа (Раде Шербеджия), возвращающегося в родную деревню после долгих лет скитаний по горячим точкам планеты. Он не может принять новой реальности ненависти и кровной мести между людьми, с которыми когда-то жил, ходил в школу, играл.
Дождь в картине — аллегория несчастья, «голос тишины», ожидание чего-то страшного. «Душно, кажется, будет гроза: там, в долине, уже идёт дождь», — говорит старый священник молодому монаху Кириллу (Грегор Колин). Совсем скоро юноше предстоит пережить тяжёлое испытание: он попытается спасти от смерти юную албанку Замиру (Лабина Митевска), но…
Не менее трагично завершается и история любви Анны (Кэтрин Картлидж) и Ника (Джей Вилерс), потому что если войну не замечать, она придёт в твой дом, где бы та ни полыхала. Насилие порождает насилие, и оно не считается ни с национальностью человека, ни с его положением в обществе, ни с местом проживания.
И всё же картина удивительно красива. Реалии той «старой» балканской войны воспроизведены с большим достоинством, с чувством такта и безупречным режиссерским вкусом.
Фильм отмечен многочисленными наградами на Венецианском кинофестивале (Гран-при «Золотой лев», Зрительский приз, приз ФИПРЕССИ, приз ЮНИСЕФ и приз за лучшую мужскую роль — Раде Шербеджия) и едва не получил «Оскара» как лучший иноязычный фильм, уступив «Утомлённым солнцем» Никиты Михалкова.
Смотреть фильм здесь