Топчидер: парк, где прогуливается госпожа история

Топчидер находится всего в пяти километрах от центра Белграда. Название своё парк получил сразу из двух языков: турецкого «топчи» («тобджия») — пушкарь, и персидского «дер» — долина. В шестнадцатом столетии здесь располагался турецкий артиллерийский лагерь, «переоборудованный» позднее для белградского паши в место для отдыха на природе. А в 1830 году Топчидер стал резиденцией князя Милоша Обреновича, для которого построили дворец-«конак», а заодно проложили многочисленные дорожки, разбили клумбы, словом, благоустроили территорию.

Согласно легенде, руководивший работами француз спросил у князя, что делать с последним из оставшихся саженцев платана. «А посадите-ка его прямо перед моим дворцом!» — ответил князь. Указание было выполнено, и вряд ли работавшие на посадке товарищи тогда понимали, какое чудо природы вырастет из этого маленького деревца. Сейчас этот платан считается одним из старейших в Европе, он прекрасно себя чувствует и радует  гостей впечатляющими размерами: высота — 34 метра, объем ствола – 7, 35 метров,  а крона раскинулась аж на 49 метров!

В1903 году Топчидер стал общественным парком. Если раньше сюда приезжали на фиакрах или небольшом трамвайчике-«топчидерце», подвозившем пассажиров с Теразии, то сейчас в окрестностях парка всё больше личных авто.
Неспешно прогуливаясь по дорожкам Топчидера, можно полюбоваться не только на стовосьмидесятилетний платан или искусственное озерцо с небольшим островком посередине. В здании дворца, где князь Милош прожил двадцать шесть лет, теперь расположился музей Первого и Второго антитурецких восстаний. Недалеко от «конака» – прекрасная церковь Петра и Павла, долгое время служившая придворной капеллой.

В парке находятся и одни из немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры девятнадцатого столетия – Обелиск в честь второго прихода на власть князя Милоша работы Франца Лорана (1859 г.) и каменная богиня земледелия Церера-«Жетелица» Фиделиса Кимела, прекрасный образец типичных парковых скульптур сербской столицы (1852 г.)


В 1931 году в Топчидере  был установлен памятник Арчибальду Райссу, швейцарскому криминалисту и талантливому публицисту, который прибыл в Сербию в разгар Первой мировой войны, чтобы засвидетельствовать многочисленные военные  преступления автрийских и болгарских войск. Подробный отчёт, состоящий из пяти частей, был представлен профессором Лозаннского Университета сербскому правительству в 1915 году. Его содержание ужасает до сих пор: использование разрывных пуль, тотальная бомбардировка незащищённых городов, убийства раненых и военнопленных, резня гражданского населения, мародёрство… Арчибальд Райсс ничего не преувеличил, ничего не преуменьшил. За «сухими цифрами» и «упрямыми фактами» начала двадцатого века, описывающими ужасы Первой мировой, скрываются ещё более мрачные тени войны Второй.
Героизм и стойкость сербов так восхитили почётного капитана сербской армии, а страдания народа настолько запали ему в душу,  что Райсс  решил остаться на Балканах. Но с каждым годом жизни в Сербии ему открывались всё новые и новые довольно неприглядные стороны «местной повседневности», которую он и описал в знаменитой книге-предостережении «Слушайте, сербы!». Изданная в 1928 году, она до сих, к сожалению, не потеряла своей актуальности. Всеразрушающая бюрократия, отсутствие у молодёжи тяги к образованию, наплевательское отношение буквально ко всему – вот над чем (и многим другим) должны были задуматься сербы, по-мнению Райсса. Жизнь одного из самых больших патриотов Сербии оборвалась нелепо и трагически в 1929 году – он умер от инфаркта после беседы с премьер-министром Николой Пашичем.

Памятник работы Марка Брежанина появился в Топчидере через два года, и это не случайно: недалеко от парка, на бульваре воеводы Мишича, находится дом, в котором жил Райсс. Надо сказать, что и у нас в Обреновце есть памятная доска, посвящённая Арчибальду Райссу, несколько лет назад был снят хороший документальный фильм о его жизни, ещё раз переиздана книга «Слушайте, сербы!» Но лучшей данью памяти этому  Человеку, по-моему, стало бы искоренение безобразий и решение проблем, описанных им почти сто лет назад. Арчибальда Райсса, слава Богу, большинство сербов услышало, но ведь этого мало – работать надо, работать…

Вера Соколова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *