Воя Джорджевич, ставший Джорджем Воя
Продолжая знакомить вас с сербскими актёрами, которые благодаря таланту и упорству были приглашены на съёмки в Голливуде, нельзя не вспомнить белградца Вою Джорджевича или Джорджа Вою, как его упоминали в титрах. В двадцатые годы прошлого столетия он был партнёром Гарри Купера, что, казалось, обещало прекрасную карьеру. Но тут на пути сербского актёра встал… технический прогресс…
Воя родился в 1895 году в Белграде. Его семья принадлежала к потомкам Синджелича и Ресавца. Джорджевич получил прекрасное образование и даже начал карьеру дипломата, которая привела его в Берлин. Но у молодого человека была мечта – стать актёром. Он абсолютно спокойно променял престиж политика на призрачность жизни «глумца» и добрался до Голливуда незадолго до своего тридцатилетия.
В 1928 году на экраны вышел «Легион приговорённых», посвящённый лётчикам Первой мировой войны. Это был рассказ о четверых парнях из разных слоёв общества, которые записались добровольцами во французскую эскадрилью «Лафайет». В её составе были в основном американские лётчики-истребители, каждому из которых было о чём помолчать. Вот и эти четверо бежали: кто от закона, кто от любви или просто от самого себя. А кто из них полетит к почти неизбежной гибели, они, получив новое задание, всякий раз разыгрывали в карты…
Это была первая главная роль легендарного Гарри Купер, а Воя блистал на втором плане. Критики тут же прозвали его «роковым красавцем с говорящими глазами». Джорджевич действительно обладал несомненным талантом выражать любые эмоции взглядом, даже когда лицо скорее напоминает маску.
Можно сказать, что Воя нашёл себя в немом кино. В том же 1928-м вышла «Жизнь и смерть актёра из массовки под номером 9413» — история мужчины, приехавшего в Голливуд ради звёздной карьеры, а ставшего безликим человеком из массовки под номером 9314, написанным у него на лбу. И этот номер удаётся стереть только на Небесах после его смерти!
Фильм получился необычайно сильным – этакий «Реквием по мечте», но начала прошлого века. В определённом смысле Воя предсказал в нём собственную кино-судьбу. Дело в том, что приблизительно в это же время в кинематограф ворвался звук. Не только Воя не испытывал восторга по поводу его появления. Большинство прекрасно понимало, что эти перемены означают экранную смерть для большинства актёров- иностранцев. Лиллиане Гиш, Поле Негри, Ивану Мозжухину и многим другим звёздам пришлось покинуть Голливуд в виду отсутствия качественного английского произношения, что сделало просто невозможной их дальнейшую карьеру. Джорджевичу технический прогресс уготовил судьбу, ставшую после типичной для иностранцев в Голливуде: пожизненные роли злодеев из Восточной Европы. Но и таких персонажей в те времена не хватало.
В 1931 году Воя после долгого отсутствия приехал в Белград и был встречен как настоящая звезда. Журналисты стремились взять у него интервью, которыми запестрели все свежие газеты. Актёр был искренен и, казалось, не собирался ничего скрывать.
«Все эти слухи о фантастически высоких зарплатах киноактеров в Голливуде — чистая правда. Маленькая швея, бывший офицер или неуспешный боксёр приезжает в Америку и в одночасье богатеет!.. Продюсеры находят, что у кого-то красивое лицо, хорошие мышцы или стройное тело, так что всё остальное — забота самого режиссёра. И этот кто-то превращается в актёра… Когда богатый человек становится ещё богаче, это мало кто замечает. Но когда какой-нибудь бедняк вдруг приобретает чековую книжку, с которой он может каждый день снимать тысячи, то просто сходит с ума. Отсюда и вся роскошь в Голливуде. Вернее, поэтому в Голливуде так много роскоши.»
Оставаться в Сербии в планы Джорджевича не входило. Он хотел переехать на восточное побережье Америки и искать счастья в театрах Нью-Йорка. Но о сцене тогда писали гораздо меньше, чем об экранном полотне. Новой звезды Джорджа Вои так и не взошло.
Актёр умер в возрасте 56 лет 8 мая 1951 года. Его имя, год рождения и год смерти высечены на камне на кладбище в Нью-Йорке.