Немного о сербских драконах
Сразу можно с полной уверенностью сказать, что сербские «змаеви» не очень-то и похожи на прочих европейских драконов. В отличие от них, представленных существами злыми, грабящими деревни и убивающими людей, дракон в Сербии — мифический предок народа. По этой причине в местных сказках и легендах он часто помогает людям в беде, защищая сербскую землю и небо.
В сербском фольклоре отношения дракона и женщины сильно отличаются от классического изображения чудовища и жертвы. На самом деле, единственное, что могло грозить селянкам, — это роковая, бурная драконья любовь. Считалось, что дракон проникал в дома через дымоход и принимал человеческий облик. В отличие от приходящего в гости таким же путём Санта-Клауса, «змай» никаких подарков не приносил, но становился ненасытным любовником, после ночи с которым женщины теряли интерес к обычным мужчинам (последних это, естественно, расстраивало).
Сербский дракон — почти однолюб, выбрав даму своего сердца, он готов был проводить с ней ночи напролёт… рискуя пренебречь своими «прямыми обязанностями» в сфере помощи людям в борьбе со злыми силами и демонами. Например, если наступала сильная засуха, народ был уверен, что местный дракон в очередной раз сошёл с ума от любви и забыл о «доставке» дождя. К тому же не все дамы были способны выдержать такой напор страстей, поэтому в обоих случаях требовалось проведение ритуала изгнания «змая» из дома, в народных песнях подробно описанное.
Традиционно отношение к драконам в Сербии отличает ещё и глубоко укоренившееся мнение, что в жилах всех героев течёт драконья кровь. То есть именно драконы стали «причиной» появления на свет Вука Бранковича, более известного как Змай Огненный Волк, деспота Стефана Лазаревича, Милоша Обилича и т.д.
Што год има Србина јунака,
Свакога су одгајиле виле,
Многога су змајеви родили.
(Кем бы ни были сербские герои, Всех вырастили феи, Многие рождены драконами.)
Что же касается святого Георгия, то убил он отнюдь на «змая», а «аждаю», то есть змея — существо мрачно-мерзкое, ничего общего с благородными драконами не имеющее. С течением времени европейские и балканские традиции несколько перемешались, внеся определённую путаницу в православные головы. Но любой серб никогда «змая» и «аждаю» не перепутает!
Короче говоря, не сердитесь на драконов: у них тоже есть сердце, они умеют любить, а в случае чего и всем тёмным силам тумаков надают.
На заглавном снимке — иконостас в церкви Архангела Гавриила, Борач.