Отель «Славия»
Отель под названием «Славия» был открыт в белградском районе Врачар, тогда — далекой городской периферии, еще в 1888 году. Это было трехэтажное заведение с рестораном, танцзалом, верандой и садом, где собирались любители развлечений со всего города. Говорят, что именно там король Александр Обренович познакомился со своей будущей супругой Драгой Машин. Тот отель был полностью разрушен во время немецкой бомбардировки в 1941 года, но название закрепилось за прилегавшей к отелю площадью.
В 1962 году, специально к чемпионату Европы по легкой атлетике, с противоположной стороны площади был открыт новый отель, позаимствовавший название у старого. Это 16-этажная бетонная коробка, не примечательная вообще ничем, кроме фантастического, невероятного вида на центр города. Только с верхних этажей «Славии» мы можем оценить как единое целое проспект Короля Милана (бывший Маршала Тито) и пешеходную улицу Князя Михаила. Две эти улицы образуют единую линию, проходящую по теразийскому плато и упирающуюся в крепость Калемегдан, за которой просматривается слияние Дуная и Савы. Вид, чем-то похожий на Елисейские поля с комплексом Дефанс в перспективе, но компактней и, пожалуй, эффектней.
Картина эта настолько потрясающая, что вдохновила фронтмена английской группы Cockney Rebel Стива Харли, останавливавшегося в отеле во время югославских гастролей, на написание отдельной специальной песни. «Солнце садилось за Дунай, мой гостиничный номер оживал, мы жгли свечи и говорили об этой великой реке, реке Штрауса… Мы вышли на балкон, делали полароидные снимки чтобы запечатлеть этот момент и клялись друг другу, что никогда больше не будем прежними. А потом мы просто наблюдали, как небо закрывают облака, приплывшие с далекого моря…» (песня «Nothing is sacred» с альбома «Timeless Flight», 1976).
Отель «Славия» Со времен, когда в отеле останавливались английские рокеры, в «Славии» многое изменилось и, как может предположить читатель, не в лучшую сторону. Отель использовался югославской авиакомпанией JAT как базовый, поскольку в белградском аэропорту гостиницы не было и нет. Эксплуатация пассажирами транзитных рейсов — это худшее, что может случиться с отелем. При таком использовании год идет за два, все изнашивается и ветшает моментально.
Именно это и случилось со «Славией»: к середине нулевых это фактически была шестнадцатиэтажная руина. Сквозные дыры в полу, сквозь которые с двенадцатого этажа видно второй, свободно перемещающиеся по этим дырам тараканы и какие-то особо кусачие клопы, которых, говорят, занесли китайцы. Со «Славией» до сих пор все не слава Богу, несмотря на многочисленные косметические ремонты. Категорически не рекомендуем никому останавливаться в этой гостинице, как бы вас ни соблазняли действительно потрясающими видами, близостью к храму Святого Саввы и первым в Восточной Европе Макдональдсом (он прямо под окнами отеля). А вот прилепившийся сбоку к большой «Славии» маленький отель Slavija Garni — это совсем другое дело.
Текст: Никита Бондарев