Отель «Москва»
Приступим к описанию отеля безукоризненно прекрасного, возможно, лучшего на Балканах, уж точно красивейшего. Греет сердце тот факт, что этот отель называется «Москва», а здание его построено в 1907 году для страхового общества «Россия».
После воцарения династии Карагеоргиевичей в 1903 году отношения России и Сербии стали крепнуть, вырос товарооборот, это требовало от России более активного присутствия в регионе. Воплощением усиления русского влияния и стало двуединое здание: со стороны Теразие отель «Москва», со стороны Балканской улицы – страховое общество «Россия». Проект здания принадлежит сербскому архитектору Йовану Илкичу, при участии главного архитектора «России» П.К. Бергштрессера и В.С. Карповича. Интерьеры здания оформлял Евгений Евгеньевич Лансере, брат известного скульптора.
Здание выдержано в духе «славянского сецессиона», облицовано тремя сортами гранита (итальянским, шведским, сербским), украшено отлитыми в Венгрии керамическими панно «Мать с тремя детьми» и «Восхваление России». На момент постройки это был самый высокий и самый вместительный гражданский объект в Сербии. Украшающие фасад башни было прекрасно видно с австрийской стороны реки Савы, из Земуна. Можно себе представить бешенство австрияков, когда над Белградом они увидели огромную, подсвечивающуюся ночью надпись «Россия» — она была ровно там, где сегодня название отеля «Москва», между двух башенок на крыше. Но в наши дни из Земуна ее не видно, мешает отель «Балкан».
Ресторан отеля «Москва» буквально за пару лет полностью изменил ресторанную культуру Белграда. С него пошла мода на уличные террасы с зонтиками от непогоды, на легкую классическую музыку как аккомпанемент (до этого в ресторанах играли только цыгане со своим обычным репертуаром), на французские десерты и вина, чешское пиво, рыбу под майонезом и паштет из дичи. То есть отель «Москва» — это и русская имперскость, и славянское братство, и здоровый гастрономический космополитизм.
В числе первых постояльцев отеля оказался Лев Троцкий, во время Балканских войн корреспондент газет «День» и «Киевская мысль». В своих статьях он не устает петь дифирамбы лучшему балканскому отелю. «В первый приезд Белград производил на меня впечатление русского средней руки губернского города, только вместо губернаторского дома конак, собственно, два конака… За прошедшие тридцать месяцев Белград вырос, почистился и похорошел. Но сейчас у города вид особый, тревожный, бивуачный. На улице принца Михаила – главной артерии города – приостановлены работы по укладке мостовой, и, подъезжая к лучшему в городе отелю ”Москва”, экипаж по ступицы погружается в лужу… В кафе отеля ”Москва”, лучшем кафе в городе, штаб-квартира европейских корреспондентов. – Слышали? Вчера здесь расстреляли резервного офицера, обвиненного сношениях с Австрией! – и три пера бешено впиваются в бумагу…».
Отель дважды подвергался серьезным разрушениям, в Первую и Вторую мировые войны. Интерьеры Лансере, к сожалению, не уцелели, в пятидесятые годы их заменили фантазии на русскую тему художника-эмигранта Г.В. Самойлова, так что, можно сказать, идейное наполнение величественного здания не пострадало. Также со времен открытия сохраняются некоторые позиции в меню ресторана, например, легендарное пирожное «Москва-шнитт». Искренне рекомендуется к употреблению с крепким сербским кофе на террасе отеля.
А еще в отеле «Москва» есть прекрасная традиция – помещать на двери номеров портреты знаменитостей, в них останавливавшихся. И это не просто ярмарка тщеславия, это повод задуматься. Например, о том, что номер «Евгений Евтушенко» — это дешевая клетушка окнами во двор, а номер «Иосиф Бродский» — шикарный люкс с видом на реку. Но есть один номер в отеле, который назван не в честь постояльца, а в честь выдающегося сербского писателя и художника Момо Капора. Это мансарда внутри башни, на которой установлена вывеска отеля, с окнами на уровне пола, покатыми потолками и подлинниками пастелей Капора на стенах, в основном, изящными импрессионистскими ню. Так что, если надумаете после окончания эпидемии ехать в Белград – останавливайтесь в отеле «Москва», в номере «Момо Капор», и сразу же требуйте в номер «Москва-шнитт».
Автор заглавного снимка Никола Чулич.