Подполковник Джордже Иванов vs НАТО

Бывших офицеров не бывает. С этой известной фразой трудно не согласиться. Джордже Иванов, хотя и вышел на пенсию в 2001 году, всё равно остался офицером. Причём боевым офицером. Уверенная походка, открытый взгляд, твёрдое рукопожатие и сейчас «выдают» лётчика –истребителя с головой.

Мы встретились, чтобы поговорить о событиях почти двадцатилетней давности. В 1999 году Джордже Иванов служил в 204-м истребительном полку, базировавшемся в Батайнице.  Здесь, на аэродроме, и началась эта интереснейшая история…

Джордже Иванов в 1999 г.

…Ночь на 24 марта 1999 года была самой долгой в жизни Джордже. Во время авианалёта укрытие, в котором он находился вместе с товарищами, буквально ходило ходуном. Стены наклонялись на 15-20 сантиметров, грохот стоял неимоверный. Не удивительно, что перед глазами Джордже, как он сам признался, словно кинофильм пролетела вся его жизнь. Но вид разгромленного аэродрома оказался куда страшнее. Вот тогда-то он и вспомнил один эпизод из детства.

Джордже родился в македонском городке Струмица. Когда мальчишке было лет двенадцать, вместе с друзьями он решил принять участие в городском карнавале.  Задумка была прекрасная: построить настоящего Троянского коня, а самим сыграть роли греческих воинов. Античная легенда ожила благодаря таланту друзей и старым доскам, которые они собирали повсюду – от чердаков до старых полевых туалетов.

Тогда, в 1999-м, Джордже предложил снова построить «троянского коня», но теперь уже в виде боевого МИГ-29. Генерал Спасое Смилянич отнёсся к этой идее скептически, а полковник Миленко Павлович, командант 204-го истребительного полка, даже пообещал Джордже печёного ягнёнка, если он соберёт  хотя бы один макет. Но «добро» было дано, а для Джордже этого было достаточно.

Во время работы над макетом, октябрь 2017

Буквально тут же появился чертёж будущей ложной цели. Сам Джордже Иванов сравнил его с рисунком из детской песенки «Точка, точка, запятая». Материалы получали с мебельной фабрики и из типографии – печатные формы очень напоминали алюминий.

В его макетную команду вошли мастера-моделисты Бранко Вуевич и Радо Благоевич. Для них это тоже был своего рода подвиг: одно дело – построить модель с простейшим резинным двигателем, и совсем другое – воссоздать один к одному настоящий истребитель.

На первый «МИГ» ушло больше трёх недель. Чертёж – это только начало. Потом возникают десятки технических вопросов, требующих быстрого решения. Вторую «машину» собрали уже за 7 дней, на последующие уходило не больше трёх. Когда полковник Миленко Павлович увидел Джорджев «МИГ», то спросил: «Почему этот самолёт без вооружения?» И проиграл-таки ягнёнка!

Во время работы над макетом в октябре 2017 года.

К сожалению, «макетный дебют» прошёл неудачно  — не  выдержала ось, при помощи которой «самолёт» вывозили на позицию. Как его успели спрятать за десять минут до налёта – для Джордже до сих пор загадка. Из-за первой неудачи настоящий «МИГ» не спасли. Но все ошибки были учтены, и теперь вместо боевых самолётов погибали «деревянные игрушки».

Чтобы обмануть противника, в ложных машинах устанавливали радио, а в «моторах» жгли керосин. Номера на макетах полностью соответствовали номерам настоящих «МИГ»-ов. И когда в штабе противника подсчитывали сербские потери, они, мягко говоря, не соответствовали действительности.

А теперь просто прикиньте: сколько стоит боевая ракета, а сколько — деревянная цель, на которую её нацеливали? Цифры просто не сопоставимые! Вот вам и «троянский конь»…

Я спросила Джордже, что он чувствовал, когда его «деревянные произведения» разлетались на куски. «Я думал только о том, как спасти настоящую авиатехнику, — ответил он, — но сейчас очень хочу вернуть жизнь последнему макету, который уцелел буквально чудом. Он заслужил право стоять рядом с боевыми машинами в музее авиации!»

Во время работы над макетом в октябре 2017 года.

Да, бывших офицеров не бывает, поэтому слова у Джордже Иванова с делом не расходятся. И деревянный свидетель горячих событий 1999-го года на днях занял своё законное место недалеко от аэродрома «Никола Тесла».

Надо сказать, что ни наград,  ни званий за свои «МИГ»-и Джордже Иванов не получил. Хотя историю о его ложном аэродроме можно услышать далеко за границами Сербии. Джордже, имея в своей  лётной книжке 1800 часов, проведённых за штурвалом боевого самолёта, простился с небом в 2001 году и полностью посвятил жизнь семье и творчеству.

Во время нашей встречи Джордже пошутил: «Я лучший художник среди пилотов и лучший пилот среди художников!» В каждой шутке есть доля шутки. Джордже Иванов – один из известных сербских художников и иконописцев, автор 55 выставок, проходивших буквально по всему свету. Словакия, Франция, Австрия, Италия, Болгария, Америка уже видели его работы. Хотелось бы, чтобы в этом списке наконец появилась и Россия.

Я смотрела на картины и иконы, которые показывал мне Джордже при помощи вездесущего интернета. Это удивительно – понимать, что и «Троянский конь» босоногого детства, и деревянные «МИГ»-и, и светлые лики на стенах белградского храма Святого Луки – это всё создал один и тот же человек. Сколько же может вместить одна талантливая жизнь!

Джордже Иванов рядом со своими картинами на открытии выставки посвящённой лётчикам Первой мировой войны.

Но последнее потрясение ждало меня в конце. Когда мы уже прощались рядом со знаменитым сербским «Галебом», стоящим недалеко от входа в Музей воздухоплавания, Джордже показал на самолёт и сказал: «А на этой машине я пережил 22-минутное падение с высоты в 4800 метров… Если бы не опыт и удача…»

Беседовала Вера Соколова

Фото: Тихомир Войнович, личный архив Джордже Иванова