По ком звонит колокол Дрины

В сентябре 2019 года в Старом Броде недалеко от Вышеграда (Республика Сербская) был освящён мемориальный музей и прошла поминальная служба по сербским жертвам усташского и нацистского режимов. Страдания 6 150 сербов в районе Сараево-Романия и Подринья  — это двойное преступление, поскольку их судьба замалчивается на протяжении десятилетий. Лишь епископ Николай Велимирович осмеливался оплакивать их.
Преступление совершили войска так называемого «Чёрного легиона» под командованием Юре Францича, а также отряды мусульманской милиции.
Их жертвами было сербское гражданское население, в основном беженцы из Рогатицы, Вышеграда, Хан Пиесака, Кладани, Соколца, Олово, Пале и Сараево.


Весной 1942 года усташи начали наступление в восточной Боснии, которое должно было закрепить Независимое государство Хорватия на этой территории. Войска продвигались к Дрине, вытесняя по пути десятки тысяч беженцев. В Вышеграде переход в Сербию был заблокирован итальянцами, поэтому часть людей направилась в сторону Старого Брода и Милошевичей. Палачи прижали их к реке.
Двадцать второго марта 1942 года началась жестокая расправа, продолжавшаяся вплоть до начала мая. Небольшой части жертв удалось спастись благодаря недичевцам (Сербская государственная стража) и… немецким войскам.

Свидетельства очевидцев.


Милош Башович, 1930 года рождения, из Бранковича, Борика близ Рогатицы:
… Меня сопровождали ещё три брата и сестра… Когда они окружили нас, мы увидели среди них много соседей-мусульман. Усташ подкинул мою трёхлетнюю сестру, насадил её на штыки швырнул прямо в Дрину. Меня попытался ударить штыком пьяный усташ, но я увернулся и присел на корточки среди убитых. Я видел, как он убивает мою мать и младших братьев. Многие девушки, наблюдая за злодеяниями, не дожидаясь, пока к ним подойдут усташи, массово прыгали в Дрину. А в реке полно трупов, плывут и плывут женские косы…

Милован Бакмаз, 1931 года рождения, из Соколовичей близ Соколца:
… Вдруг люди начали кричать и плакать. Покойная мать зовёт меня, бросает корову, и мы вместе с другими бежим по переулку в сторону Старого Брода. Сидим на корточках возле куста, а вокруг стреляют, люди падают, прыгают в Дрину. Они окружили нас, я хорошо помню всех вооруженных мусульман с фесками на головах. Чудом выбираемся оттуда и снова бежим. По дороге погибли мой дядя Джодже и несколько соседей … Когда мы добрались до Дрины, только одна лодка оказалась пустой, да и та пробита, а вокруг несколько тысяч душ. Мы видим, идут к нам через Дрину две вооружённые группы, немцы и недичевцы. Когда стемнело, недичевцы и немцы начали патрулирование по Дрине и среди людей, и кричат: «Цурюк, усташ, цурюк усташ“. Люди мечутся, одни как-то переправляются через Дрину, другие бегут по берегу. Если бы не солдаты Недича и Германии, усташи всех бы убили, Дрина бы стала из-за трупов…

Ристо Боровчанин, родился в 1932 году в Жуле близ Соколца:
… Помню, 3 мая 1942 года дяди сказали нам, что мы тоже должны покинуть село. Некоторые бежали в Румынию в Глубокие долины, и мы последовали за этими колоннами в сторону Дрины. Дядя Йован сказал, мы переезжаем в Сербию. Приезжаем в Милошевичи после наступления темноты. Утром приехал четник-курьер на коне и крикнул: «Бегите, люди, усташи вот-вот вас окружат, как вчера, в Вышеграде…» Идём в Старый Брод, а к нам уже приближается конница усташей. Спаси, Господи.. Они насилуют женщин, убивают их, отрезают им руки, ноги, вырывают им глаза, подбрасывают маленьких детей и ловят штыками. Это был ужас и ад. Люди кричат и стонут. Прыгают в Дрину, особенно девушки. Мы сгруппировались вокруг своих матерей, пытаясь как-то спастись. А Дрина мутная, полная трупов. Вода приносит их и из Вышеграда. Это было потрясающее и устрашающее зрелище …

Любица Планинчич, 1920 г.р. из Селяна, 2010 г. в Гучево близ Рогатицы:

… Мы сидим рядом и молчим, а возле Дрины только стоны и стоны… Многие прыгали в Дрину сами, не дождались кинжала и ножа, чтобы им вырвали глаза и печень … Хуже всего было девушкам, злое горе … Держатся за руки и прыгают в Дрину сами… не дай Бог… Все, кто ушли к Милошевичам, не вернулись, были убиты. Даже кур не осталось, всех постреляли… А на Старом Броде мало кто, но выжил, потому что немцы нас защищали…


Архитектор, автор проекта Новица Мотика;

«После 14 дней плача родилась идея этого комплекса. Объект стоит на берегу, а «консоль» — над водой, 6 ступеней в длину и 6 ступеней в высоту. Каждый шаг над водой означает тысячу жертв. Это путь страдания. Скульптуры от 3 метров в натуральную величину, всего 40.
Композиция скульптур как уникальная выставка представляет резню 1942 года и борьбу между землёй жизни и водой смерти, наших братьев и сестёр, взывающих ко всем нашим душам.»
Вера Соколова по материалам сербского интернета.