Сегодня Тодорова суббота
… И мчатся в ночь на Тодорову субботу безмолвные чёрные всадники, не разбирая дороги. А если встретят кого на пути своём — не будет несчастному в жизни ни тепла, ни покоя. Может, и вовсе забьют они случайного прохожего копытами коней, а потом вновь вернутся в свой жуткий мир без тепла и солнца.
Никто и никогда не видел их лиц, даже если осмеливался на секунду поднять на всадников глаза свои. Говорят только, что, когда распахиваются во время жуткой скачки их чёрные плащи, видно, как вросли тодорцы в спины своих коней. А вперед несётся на хромом скакуне Великий Тодор в белом развевающемся плаще. Но не слышно топота копыт, а только лязг цепей, которые тянут наездники за собой, раздаётся во тьме.
Так закрывайте же двери и окна свои, добрые люди, не зажигайте ярких огней даже за плотными ставнями, но достаньте чеснок, а рядом с окнами разложите крест-накрест ножи и вилки — грядёт Тодорова суббота!
Такая вот балканская Дикая охота. Легенды о тодорцах очень стары и уходят корнями в языческие времена. Ещё фракийцы приносили жертвы мрачному всаднику из мира мёртвых. И болгары, и сербы в этот день до сих пор пекут специальный хлеб в виде подковы, половину которого обязательно отдают своим коням. Эти хлеба называют «копитняци» или «тодорчичи». Как и сотни лет назад, детям запрещают выходить из дома, если и не целый день, то точно с приходом сумерек.
(TODORCI, COPYRIGHT: ZORAN JOVIČIĆ)
Сколько живу в Сербии, столько удивляюсь тому, как тесно здесь язычество переплетается с православием. Мрачный всадник, приводящий своих наездников в мир живых, в первую неделю великого поста превратился в Святого Тодора Тирона — великомученика, казнённого в IV веке за отказ приносить жертвы языческим богам. (Кстати говоря, в 1555 году его мощи были перенесены в фрушкогорский монастырь Ново Хопово, где я совсем недавно побывала, о чём ещё вам расскажу.)
В первую субботу Великого поста этого святого вспоминают за то, что он в своё время предупредил верующих христиан о коварном замысле императора Юлиана Отступника окроплять в первую неделю поста всю продаваемую на константинопольских рынках еду идоложертвенной кровью. Тирон предложил заменить всю пищу коливом, чем избавил людей от невольного греха.
Во времена языческие для сербов одной из самых важных задач в холодные февральские дни было сохранить свой скот, в том числе и рабочих лошадок. В связи с этим Святой Тирон стал почитаться ещё и как покровитель домашней живности, особенно коней. А чёрные ночные всадники приобрели нового предводителя — Великого Тодора. Как пишет большой знаток балканской мифологии Слободан Зечевич, бог в облике ночного всадника был богом мёртвых, хромота коней или волков приписывалась народом их демоническому происхождению, а когда потребовалось подвести языческие обычаи под христианские, потому как избавиться от них окончательно ни одному народу мира пока не удалось, великомученик четвёртого столетия «пересел» на коня мрачного всадника предков.
На юге Сербии до сих пор сохранился древний обычай скачек без седла по поводу праздника Святого Тодора. В селе Мали Крчимир недалеко от Гаджин Хана его называют Днём коня. Своих лошадей в эту субботу местные жители ни в коем случае в повозки не запрягают — разрешается ездить исключительно верхом, причём без седла. Возможно, для того чтобы больше походить на мифических тодорцев. Посмотреть на эти скачки приезжают сотни людей со всей округи. Интересно, кладут ли они в свои карманы чеснок? Ну, так — на всякий случай.
Вера Соколова