Русский бизнесмен в Сербии
Как правило, для бизнес-эмиграции российские предприниматели выбирают раскрученные в плане делового климата страны – Чехию, Германию, Канаду, США, государства Балтии. А вот предприниматель из Сибири Михаил Ларионов запустил несколько успешных бизнесов в Сербии – небольшой стране на Балканах, которая редко рассматривается в качестве варианта для старта собственного дела за границей.
Впервые я попал в Сербию в 2001-м году, занимаясь поставками химического сырья из России и Белоруссии. В то время страна, конечно, представляла собой мрачную картину — после бомбардировок 1999-го и всех гражданских войн. Но ничего, в целом мне понравилось в командировке — кухня, прежде всего, и, конечно, люди. Ощущалась какая-то душевная близость и искренняя любовь к русским. Тогда вообще впервые узнал, что сербы к нам так относятся. Например, у сербов есть поговорка: «На небе Бог, а на земле Россия».
Выбирая страну проживания, я руководствовался многими факторами, но в первую очередь — бизнес-интересами. К примеру, я никогда не понимал вариантов типа «купим недвижимость на море, а потом будем придумывать какой-нибудь бизнес». Не для меня этот вариант с курортной недвижимостью и туризмом на море. Сезонный фактор влияет там на все бизнесы, и в этом плане очень высокие риски: есть туристы — есть работа, а если их нет? Бизнес должен строиться на работе с местными, которые становятся твоими постоянными клиентами, если ты заслужил их доверие.
Также для меня было важным, чтобы страна проживания была стабильно доброжелательной по отношения к русским. То есть Германия или США сразу отпадали, так как отношения с ними нестабильные. Я живу в Сербии более-менее постоянно с 2008 года. Я думаю, что Сербия — лучшая страна для семейной жизни, правда, в том случае, если здесь нашёл себя и если есть дело, которым тебе нравится заниматься и с его помощью зарабатывать.
Начинать что-либо здесь, конечно, нелегко. Во-первых, необходимо хорошо выучить язык. Ключевое слово здесь — «хорошо». Многие живут, как-то обходясь тем, что выучили «на слух», это у них какая-то смесь языков получается, русского и сербского, но это не вариант, если хочешь здесь серьезно работать.
Идея открыть магазин натуральной косметики пришла в голову не сразу. Но как-то отметил, что сербы, с которыми я дружил, искренне восхищались продукцией бренда Natura Siberica, с которым я их как-то познакомил. сербы любят всё русское, и это одна из бизнес-возможностей в этой стране. Недавно я слоган придумал для нашей рекламы – «Rusko. Prirodno. Uvek najbolje» (на русском звучит примерно так — «Русское. Природное. Всегда самое лучшее». Россияне его не прочувствуют как сербы.
Тем предпринимателям, которые рассматривают Сербию как вариант для запуска своего дела за границей, порекомендовал бы хорошо выучить язык, не надеясь на то, что «братья-сербы и так поймут». Второе, а может быть, и главное — стараться жить по принципу «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нравится вам это или нет, местные здесь живут, так как привыкли они, а не вы.
Полный текст здесь
Фото: biz360.ru